«Арабская весна» по-французски
В субботних протестах участвовали более 100 тысяч человек. Манифестации имеют хаотичный характер — ни одна политическая сила не возглавила их и даже не присоединилась. Митингующие требуют отставки Макрона. Что ждет Францию?
Читать на полной версии«Желтые жилеты» ломают стереотипы. В Париже продолжаются локальные стычки протестующих с полицией. Большинство из них были приезжими — из провинции и парижских пригородов. Оно и понятно. Там автомобиль иметь почти обязательно для нормальной жизни, и цена на топливо часто становится чуть ли не главной статьей расходов домохозяйств.
Понятно, почему его возможный дальнейший рост вызывает протест. Но уже не только в бензине дело. Тематика протестов растет вширь, и требования французов из экономических постепенно превращаются в политические. Но это не та политика, к которой все привыкли.
Очевидно, что власти совершенно недооценивали и во многом продолжают недооценивать происходящее. После того, как утром в эфире телеканала BFMTV министр внутренних дел Франции Кристоф Кастанер заявил, что «движение выдыхается», что протестующих по всей Франции около 24 тысяч человек, и только восемь тысяч — в Париже, это вызвало вспышку ярости.
«Желтые жилеты» стали требовать отставки министра и закрытия телеканала. Тележурналистов, которые снимали происходящее, постоянно спрашивали: «Вы не с BFMTV?». И было очевидно, что «да» было лучше не отвечать… На самом деле поддержка протестов по-настоящему массовая. Им, в том числе, явно симпатизируют и многие полицейские, которые по долгу службы вынуждены противостоять «желтым жилетам».
Виктор Лупан глава редакционного совета газеты «Русская мысль» в Париже «Сначала было противостояние с французским ОМОН, который называется CRS. Потом начались драки, и уже пошли в ход газовые шашки и брандспойты. Люди не уступают, это люди простые. Это все больше похоже на какое-то восстание. Елисейские Поля — это крайне стратегическое и крайне символическое место. То, что они туда проникли — это уже странно, потому что все было заблокировано. Cреди полицейских есть те, которые поддерживают это движение. Все зависит от того, до какой степени они позволят себе бить этих людей, мочить их водой. Холодно сейчас в Париже».
Протесты «желтых жилетов» происходят в совершенно непривычном для Франции формате. За ними не стоит никаких определенных политических сил, партий, движений или профсоюзов. Вся организация происходит стихийно, через соцсети. Это какая-то совершенно новая реальность. И протесты больше похожи на так называемую «арабскую весну» — волну революций, которая прокатилась по странам Северной Африки в начале 2011 года.
Уже целых 77% французов поддерживают нынешние протесты. И число это растет. Однако никто из оппозиционных политиков, причем даже популистов, не пробует использовать этот протест в своих целях, даже несмотря на то, что близятся европейские выборы. Так, ультраправая Марин ле Пен возложила вину на правительство, но сама присоединяться к протестам не стала. Как и ультралевый Жан-Люк Меланшон, несмотря на то, что среди его электората, согласно опросам, протесты поддерживает вообще целых 94%.
В субботних протестах во Франции участвовали более 100 тысяч человек, заявил глава МВД страны. Тем временем, в сети уже появились призывы анархистов к тому, чтобы полностью изменить политическую систему и конституцию Французской Республики.