В зоне бедности — 22% населения России. Об этом свидетельствуют данные «Мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения», опубликованные экспертами Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.

Как показал опрос, люди так бедны, что выбирают между минимальным набором продуктов и самыми необходимыми дешевыми лекарствами. 70%, то есть две трети респондентов, заявили, что не уверены в своем будущем и вынуждены экономить. Эксперты разделили россиян на четыре группы по критерию потребительского благополучия.

Доходы 22% участников опроса не позволяют приобретать товары сверх минимально необходимого базового набора продуктов (картофеля, моркови, макарон) или самых дешевых лекарств.

Еще свыше 35% — в зоне потребительского риска. Они покупают нормальное питание и повседневную одежду, но приобретать товары длительного пользования — мебель, компьютер, холодильник, смартфон — им крайне трудно, а перспективы повышения материального статуса отсутствуют.

Еще около 15% — это зона возможных изменений. Эти люди не могут оценить свои потребительские возможности в следующем году. Для некоторых покупка товаров длительного пользования сейчас возможна, но они считают, что их материальное положение ухудшится в ближайшем будущем. Другие не могут купить холодильник или шкаф сейчас, но они надеются, что смогут сделать это в ближайшей перспективе.

В зоне потребительского комфорта — 28% россиян, что на 13% больше, чем год назад. Они покупают все нужные им товары и не опасаются снижения уровня жизни в ближайшем будущем.

Авторы исследования также сообщили, что в последнее время фиксируются рекордные объемы потребительского кредитования. При этом каждый пятый испытывает трудности с возвратом кредитов или боится возникновения этой проблемы в ближайшем будущем. Насколько итоги опроса РАНХиГС отражают реальную ситуацию?

Олег Буклемишев директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ «Состояние субъективного комфорта для человека определяется его локальными предпочтениями, а не объективной ситуацией. Я бы посмотрел на эту картинку немножко с другой стороны. Если мы говорим о соотношении благополучия/неблагополучия, у нас население делится на две трети/одну треть. Причем две трети, по-видимому, либо ощущают себя очень плохо, либо ожидают ухудшения своей собственной ситуации. И лишь одна треть чувствует себя относительно более или менее уверенно или ожидает улучшения этой ситуации. Мне кажется, это довольно хорошо соотносится с четырехлетним снижением реальных доходов населения и тем, что уровень экономического роста на ближайшие годы ожидают слабо отличимым от нуля. Непонятно, за счет чего правительство в дальнейшем собирается добиваться ускорения. Люди это очень хорошо чувствуют. И то, что общий экономический рост не поднимет их лодку, а то, что, согласно тому же докладу, увеличилось число оптимистичных оценок будущего, это тоже может быть результатом временным, который сменится на свою противоположность, например, после того как Центральный банк повысит свою ставку, когда повысится с нового года НДС. Мне представляется, что позитивные оценки завышены, и это соотносится с другими экономическими оценками и опросными данными, которые мы на сегодняшний момент имеем».

Кроме того, по данным РАНХиГС, россияне стали больше употреблять алкоголь. Несмотря на антиалкогольную кампанию, объем розничных продаж спиртного, не считая пива, за девять месяцев 2018 года на 4% превысил прошлогодний показатель, а розничные продажи пива и других слабоалкогольных напитков увеличились на 7%.