В этом году девизом архфестиваля «Зодчество» было выбрано понятие «реконтекст», отражающее новые подходы к развитию городов, изменению городской среды, ведению диалога между государством, бизнесом и обществом. Смысловой опорой фестиваля стали слова «реализация», «реконцепция», и стенд «Москва-река как мегапроект» тоже смотрелся органично.

Но богатая деловая программа форума рождает вопрос: так кто сегодня реконструирует наши города, определяет их внешние контуры и внутреннее содержание? Вроде бы роль первой скрипки играют архитекторы и урбанисты. При этом две основные темы фестиваля — реновация и формирование качественной городской среды. Первая — уже федеральная повестка дня, второе — обязательное требование большинства городских целевых программ.

Так что, главные — власти? Но завязанные только на госрешениях проекты слишком зависимы от направления политического ветра или мнения конкретного чиновника. Взять ту же реновацию: по словам советника президента Союза московских архитекторов по градостроительству Евгения Гурвича, социальная лояльность — ключевой фактор не просто успешной реализации программы, а реализации вообще.

Выходит, главный градоустроитель — население? И что могут, скажем, жители малых городов — а это примерно 16 миллионов россиян — противопоставить тем экономистам и инвесторам, которые считают: локальная культура, уникальная архитектурная среда, угроза запустынивания территорий — все это досужие разговоры; поддержите малые города, которые нашли экономическую точку опоры, а остальным дайте спокойно умереть.

Получается, всем рулят деньги? Но ведь только что звучали слова главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова: логика окупаемости и рационального использования всего не всегда оптимальна, без дотационных проектов экономически и репутационно привлекательный город не получается. Сложная это материя — современные города.