Преступления в комплекте: СКР решил усилить борьбу с предпринимателями, нарушающими закон
По данным «Коммерсанта» при расследовании налоговых дел будут выявлять сопутствующие преступления: например, незаконные банковские операции и создание фиктивных юрлиц. Для чего это нужно и будут ли теперь больше сажать?
Читать на полной версииСледственный комитет России решил усилить борьбу с налоговыми преступлениями. Об этом со ссылкой на внутренний документ сообщил «Коммерсантъ». В частности, СКР рекомендовал сотрудникам выявлять сопутствующие преступления, например, создание фиктивных компаний. Но вообще, судя по тексту, в комитете настроены очень серьезно бороться с предпринимателями-преступниками. К чему уже приводит такая борьба?
Не всем бизнесменам, что попадают под судебно-следственный каток, так уж не везет. Например, московскому предпринимателю Сергею Майорову повезло. У него была компания с оборотом в четверть миллиарда рублей в год. Средний бизнес. Покупал и устанавливал лифты, в том числе и для госорганизаций.
Но однажды, как рассказывает предприниматель, у него начали вымогать деньги. А потом появилось уголовное дело по статье «Уклонение от уплаты налогов». Домашний арест, следствие, суд. И удача: всего три года тюрьмы и освобождение по амнистии. Это было весной.
Недавно бизнесмен подал апелляцию, требуя оправдания, но суд оставил решение в силе. Сергей Майоров рассказывает, что его обвинили в сотрудничестве с номинальной фирмой, которая не заплатила налоги, а сам он подал в ФНС ложные сведения. У бизнесмена иная точка зрения:
Сергей Майоров предприниматель «Мы реальная компания, которая берет кредит в банке, покупает реально оборудование за живые деньги, за кредитные деньги, а потом нанимает на работу людей, и не просто людей, не «физиков», а нанимает фирмы, и работает с этими фирмами не один-два раза, а на протяжении полугода-года. А нам же предъявляют, что эти фирмы не платили налоги. А какое мы к этому имеем отношение? Работа выполнена в полном объеме. Государственный заказчик работу принял и работы оплатил».
Кстати, по этой же статье, если преступление совершено впервые, могут вообще освободить от ответственности. Об этом упоминается в тексте Следственного комитета, который цитирует «Коммерсантъ». Ведомство считает, что в противодействии налоговым преступлениям сделано далеко не все. И хорошей профилактикой будет, если следователи будут обвинять предпринимателей в сопутствующих преступлениях.
Например, в подлоге. И тогда остаться на свободе не получится. А вот еще один случай отличной «профилактики» — о нем Business FM рассказал общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей, находящихся под стражей, Александр Хуруджи.
Некий бизнесмен отсидел шесть лет. А тут следствие неожиданно нашло настоящего преступника. Изюминка в том, что невинно осужденный предприниматель в свое время признался в преступлении:
— И то, в чем он признался, он явно не мог никак совершить. Когда это стало очевидно, то СК направил уведомление, что так и так. Случай действительно уникальный.
— Сам человек уже освобожден?
— Нет, он еще там. Он только обратился, буквально на днях.
— А бизнес этого человека?
— Да какой там бизнес! Он нам писал, звонил, у него даже адвоката нет. То есть вы понимаете, в каком состоянии находится любой предприниматель, когда год-два длится преследование. Там уже никаких запасов не остается, все высосано и угроблено, как правило.
Поскольку обращение только поступило, других подробностей уполномоченный не привел, неизвестна пока даже статья. Для бизнесменов у российских следователей больше всего в ходу «Мошенничество» — самая «резиновая» статья, под которую многое можно подвести. По ней ежегодно отправляют в тюрьмы тысячи человек, хотя не все из них предприниматели.
Но сейчас Следственный комитет решил обратить пристальное внимание и на другие строчки Уголовного кодекса. Например, на незаконную банковскую деятельность, создание фиктивных юрлиц. По данным Верховного суда, по таким статьям в 2017 году осудили сотни или даже десятки фигурантов. Возможно, логика такая, что мало сажают.