Политический шторм в Азовском море
Евросоюз пригрозил Москве «конкретными мерами», а британский МИД призвал Россию «прекратить задерживать суда, направляющиеся в украинские порты». Речь о пограничном досмотре, который Москва усилила в ответ на задержание судна «Норд»
Читать на полной версииМариупольский морской порт сейчас в плачевном состоянии, делится в разговоре с Business FM работник порта Николай. По его словам, дела у порта и так шли плохо: работников перевели на четырехдневную рабочую неделю, зарплаты упали на треть.
Но ситуация становится только хуже — в этом Николай винит досмотры судов, которые Россия начала проводить в Азовском море этой весной, после задержания Украиной сейнера «Норд»:
— Досматривают их два-три часа, но они в очереди на досмотр стоят до двух недель, и это независимо, он стоит на вход в Азовское море или на выход из Азовского моря. Судовладелец и грузовладелец теряют колоссальные деньги, потому что судно простаивает в море, ждет своей очереди на досмотр.
— И сейчас хуже даже, чем летом?
— Да. Я вам скажу больше, когда в ООН было заседание, обсуждался этот вопрос, суда проходили без досмотра все. Только это все закончилось, и все началось, даже еще хуже, поэтому сейчас порт в плачевном состоянии.
Как утверждает Николай, речь идет о зарубежных судах. Судя по сайту Marinetraffiic, за сутки в мариупольский порт заходили суда под флагами Турции, а также Мальты и Либерии, под которыми могут ходить и украинские экипажи.
Азов — это внутренние воды России и Украины. С юридической точки зрения, досмотры судов — нормальная практика, но они не должны вредить международному судоходству, продолжает профессор Российского университета транспорта Василий Гуцуляк:
Василий Гуцуляк профессор Российского университета транспорта «Дело в том, что за этим может последовать? А что получится, если любое другое государство начнет в своих внутренних водах проводить тщательные досмотры всех судов, следующих в его порты? В частности, в тех же европейских портах, тех же американских портах и так далее. Это может привести к чему? Это может привести к колоссальным убыткам судовладельцев. Поэтому к этому относятся достаточно трепетно. И я разделяю те опасения, что пострадать могут и суда под российским флагом, в том числе и российские судовладельцы. Поэтому я бы к этому стал относиться достаточно осторожно и такие меры принимал бы, которые взвешивают «за» и «против».
Как утверждает глава европейской дипломатии Федерика Могерини, ущерб наносится не только украинской экономике, но и судам, которые ходят под флагами европейских стран. При этом она не вспомнила о том, с чего началось обострение, — с задержания Украиной судна «Норд». ЕС, по ее словам, намерен в ближайшее время принять «четко выраженные меры». Чего в качестве этих мер ждет Киев, объясняет украинский политолог Вадим Карасев:
По мнению Карасева, Евросоюз вряд ли предпримет конкретные шаги, кроме возможных новых санкций. Однако ситуация в Азове продолжает накаляться, и путей выхода из этого противостояния пока не видно.