Российские таможенники прикрыли границу с Латвией
В среду движение грузовиков через два латвийско-российских КПП остановилось почти полностью — более 800 грузовых машин стоят в пробке. ФТС России обвиняет латвийских перевозчиков в нарушениях, приведших к ущербу на сумму в 60 млн рублей
Читать на полной версии- Таможня России недосчиталась 60 млн рублей
- Все хотят скорейшего решения вопросов
- Странные маршруты
- Латвийские автоперевозчики несут убытки
- Посол России предлагает избавиться от урода
- Политика, передел рынка или просто Новый год
Более 800 грузовых машин стоят в пробке на российско-латвийской границе, сообщает агентство Delfi. Сейчас в очереди на въезд в РФ на КПП Гребнево стоит более 300 грузовиков, на КПП Терехово со стороны Латвии стоит более 500 фур. В среду движение грузовиков через два латвийско-российских КПП остановилось почти полностью.
Министерство иностранных дел Латвии вручило советнику по экономическим вопросам посольства России в Латвии Евгению Тихонову ноту, в которой выражает протест против ситуации на латвийско-российской границе. Латвийская сторона призывает немедленно отменить усиленный досмотр латвийских грузовиков на российской таможне.
Федеральная таможенная служба России (ФТС), действительно, с 15 декабря ввела дополнительный контроль на границе с Латвией. Как отмечается в официальном сообщении, меры приняты «в отношении латвийских перевозчиков, допустивших наибольшее количество нарушений таможенных правил при перемещении товаров по территории России». В начале декабря BFM.ru сообщал о том, что ФТС готовится ввести санкции в отношении латвийских перевозчиков. Федеральная таможенная служба России настаивала на принятии мер по недопущению нарушений и погашению латвийскими перевозчиками задолженности перед бюджетом Российской Федерации.
Таможня России недосчиталась 60 млн рублей
По данным ФТС, за 11 месяцев текущего года количество нарушений таможенного законодательства РФ латвийскими перевозчиками по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось в три раза. Установлены многочисленные факты нерастаможивания товаров народного потребления с высоким уровнем налогообложения (одежда, обувь).
Начальник управления по связям с общественностью ФТС Дмитрий Котиков рассказал BFM.ru, что дополнительный контроль на границе с Латвией был вынужденной мерой: «Некоторые перевозчики использовали механизм МДП, чтобы осуществлять контрабанду грузов в Россию. То есть фуры пересекали границу, а до места прохождения таможенного контроля не доезжали, разгружались где-то по дороге и исчезали. Такими действиями Российской Федерации был нанесен ущерб на сумму более 60 миллионов рублей».
Конвенция МДП (Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП) касается перевозки товаров, осуществляемой без промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах с пересечением одной или нескольких границ от таможни отправления одной. Товары, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и налогов в промежуточных таможнях. Товары, перевозимые с соблюдением процедуры МДП в запломбированных дорожных транспортных средствах, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях. Таможенный досмотр в этих таможнях может производиться в исключительных случаях.
Федеральная таможен
Все хотят скорейшего решения вопросов
Федеральная таможенная служба РФ в официальном сообщении заявила, что заинтересована в скорейшем урегулировании финансовых претензий, обеспечении эффективного контроля за допуском латвийских перевозчиков к процедуре МДП и надлежащим использованием выданных им книжек МДП.
Также в ФТС России поступила информация о готовности латвийской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «Латвияс ауто» во взаимодействии с компетентными государственными учреждениями Латвии «принять решительные шаги по недопущению нарушений таможенного законодательства России и безусловному соблюдению конвенции МДП».
Дмитрий Котиков подтвердил, что переговоры с латвийской ассоциацией автоперевозчиков продолжаются, и есть заинтересованность с обеих сторон в достижении какой-то договоренности, которая бы позволила законопослушным предпринимателям перевозить грузы. «Латвия — транзитная страна, и на границе нарушают закон не обязательно латвийские компании. Эту границу могут использовать контрабандисты всех стран мира. Перевозить через страну могут все, что угодно. Латвия к тому же портовая страна, и через ее границу иногда идут грузы даже из Юго-Восточной Азии».
Перевозка грузов в Россию из Юго-Восточной Азии через Латвию выглядит не совсем логичной, поэтому и возникает повод подозревать перевозчиков в попытке контрабанды. Но, как подчеркивают в ФТС, среди перевозчиков, застрявших сегодня на границе, большая часть являются вполне законопослушными.
Как рассказали BFM.ru представители одной из компаний-перевозчиков в Риге, им самим трудно оценивать объективность претензий Москвы: «Нечто подобное происходит каждый год, сейчас нас опять подозревают в чем-то, чего мы, в частности наша компания, не делали. Не можем сказать, что кто-то из наших соседей — контрабандист. Мы ждем разрешения этой ситуации. Кое-кто в Латвии уверен, что все происходит из-за политики», — рассуждает хозяин компании.
Латвийские автоперевозчики несут убытки
Латвийские перевозчики ждут разрешения ситуации и считают убытки: «Мы везем разные вещи — и продукты, и промышленные товары, то есть все самое обычное, что продается в магазинах. Подарки к новому году, например. Все грузы из Европы. За несколько дней ничего не испортится, но водителям, которые сейчас там стоят, не позавидуешь — очень холодно, на границе мороз, постоянно работают двигатели машин. По-человечески перед ними очень неудобно. И сейчас мы ждем, что скажут партнеры, будет ли для нас выписан штраф за то, что привезли грузы с опозданием», — говорит руководитель логистической фирмы из Риги.
По данным Латвийской ассоциации международных автоперевозчиков, длительные задержки срывают сроки доставки грузов, несут потери и поставщики скоропортящихся товаров. Рига уже заявила о том, что отозваны лицензии ряда автоперевозчиков, за остальными усилен контроль.
Это политические игры, от которых страдает бизнес, считает глава Ассоциации транзитного бизнеса Латвии Янис Юрканс. «Если бы у нас были нормальные политические отношения, думаю, таких очередей на границе бы не было. Я не думаю, что есть какие-то экономические причины. РФ показывает свои мускулы, мощь. А что могут сделать предприниматели, когда политики не могут договориться», — высказал свое мнение радиостанции BusinessFM глава ассоциации.
Посол России предлагает избавиться от урода
Латвийским международным автоперевозчикам надо избавиться от «урода в своей семье», и тогда российская таможня прекратит усиленно контролировать их грузы, сказал порталу деловой информации Baltic Business Service агентства BNS посол России в Латвии Александр Вешняков. Он отметил, что аналогичная ситуация минувшим летом возникла с литовскими автоперевозчиками: «Это происходит по ряду причин, а именно — многие грузы, которые литовские или, в данном случае, латвийские автоперевозчики везут в Россию, пропадают. Они просто не доходят до Российской Федерации. В этом случае Россия теряет деньги. Да, эти грузы застрахованы, но вопрос в том, спустя какое время можно будет получить страховку, и произойдет ли это вообще».
Вешняков подчеркнул, что по этим причинам нынешней осенью российская таможенная служба известила и латвийскую таможенную службу, и автоперевозчиков о наличии конкретных проблем. «Более того, я читал интервью с вашими автоперевозчиками, которые признали, что такие случаи бывали. Поэтому я могу сказать, что семья латвийских автоперевозчиков не без урода. С этими «уродами» автоперевозчики должны справиться вместе с представителями государства», — считает посол России.
Если бы чистка произошла еще вчера, то сейчас проблем на границе не было бы, настаивает Вишневский. «Так как этого не произошло, то, насколько мне известно, российская таможня начала очень тщательно проверять автомашины латвийских автоперевозчиков, точно так же, как в свое время делала это с литовскими автоперевозчиками».
Политика, передел рынка или просто Новый год
Посол отвергает версию, выдвигаемую в Латвии, о том, что Россия пытается защитить свой рынок от латвийских конкурентов. Но именно так воспринимаются меры российских таможенников, заявил BusinessFM депутат сейма Юрий Соколовский: «Скорее всего, это связано с каким-то возможным переделом рынка, мы это один раз видели недавно, когда литовских перевозчиков таким же образом плющили. Пока эти бизнес-интересы там не будут согласованы, формальные требования одной или другой стороны сняты не будут».
Российские таможенники и Ассоциация латвийских перевозчиков надеются, что ситуация нормализуется, и очереди из фур на границе станут меньше. Однако ФТС заявляет, что очереди из грузовиков на границе — традиционное явление для конца года. Все стремятся закрыть контракты и завершить год на подъеме. Поэтому заторы из большегрузных машин наблюдаются и на границе, например, с Эстонией.