Финляндия и Норвегия официально обвинили Россию в нарушении сигнала GPS. В заявлении финского МИД говорится, что помехи во время учений НАТО в Скандинавии поступили с территории России.

Непосредственные виновники или причастное ведомство или организация в заявлении не называются. Раскрывать конкретику по промежуточным итогам расследования финские дипломаты отказались.

В Осло сделали более прямолинейный выпад: Норвегия возлагает вину на российских военных в Арктике, а именно — в заполярном районе Кольского полуострова. Финские следователи передали информацию комитету парламента Финляндии по международным делам. Вопрос обсуждается с Россией по дипломатическим каналам.

Следует ли доверять информации финского МИД на данном этапе или у обвинений могут быть другие причины? Мнение заведующего кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Плеханова Андрея Кошкина:

— Система GPS дает сбой и сама по себе. К тому же она хорошо работает в районе экватора, а ближе к полюсам, в общем-то, не столь устойчивая. Так провально прошли учения НАТО: Италия, Испания, Словения не в состояние были войти в эфир. Почему? Потому что столько говорят об унификации связи, а связи как таковой не было. Ну, давайте в этом обвиним Россию. С августа до ноября только лишь 10 тысяч несчастных машин переправляли, где ж военный шенген, где бросок? Даже теплой одежды не взяли — и за Полярный круг собирались. Так что столько много проколов, и один из них связан с GPS. Но нельзя же Россию обвинить, что голландцы забыли теплое белье? Нельзя. В том, что связь не работает в подразделениях, тоже нельзя, а вот GPS — это можно.

— Как вы думаете, теоретически могут ли быть какие-то последствия для России? Все-таки говорят они достаточно уверенно.

— Если у них есть желание, так они кого угодно [обвинят — в отравлении] Скрипаля, рухнула GPS, рано пришла зима. Что угодно можно теоретически обосновать под введение новых санкций.

От Кольского полуострова до границы Норвегии более 150 километров, а до Финляндии — более 200. Возможно ли создание помех GPS на таком расстоянии? Рассказывает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Сергей Денисенцев:

— Вообще заглушить сигнал GPS может в принципе много кто. У вас навигатор в машине, периодически он теряет сигнал. То есть тот же самый принцип работы. Направленные помехи, конечно, создаются соответствующей аппаратурой. Это глушилки ближнего радиуса, они есть практически у всех более-менее крупных государств, потому что они используются для охраны важных объектов, первых лиц и так далее, чтобы какой-нибудь дрон не прилетел и не сбросил гранату, условно говоря. А глушилки системы радиоэлектронного подавления военного образца есть не у всех. Но, в принципе, у основных военных держав имеются: у США, есть у России, Израиля, Китая и так далее. Работают система GPS, ГЛОНАСС, спутники. С определенной частотой они отправляют сигнал на Землю. Если вы способны на той же частоте давать сигналы, уже, собственно, есть у вас возможность ставить помехи. Чем мощнее сигнал, чем больше интенсивность, чем больше источников разных этого сигнала, тем лучше с точки зрения подавления.

— Если вдруг Финляндия начнет в ответ глушить ГЛОНАСС у российской границы, чем это грозит России? Что у нас работает на этой системе?

— Много что: авиационный транспорт, наземный, военный. Но я, честно говоря, сомневаюсь, что Финляндия что-то там начнет отвечать. Возможно, на каких-то учениях в Калининградской области что-нибудь у нас поглушит в ответ.

О возможных ответных мерах пока не высказывались ни в Осло, ни в Хельсинки. Ранее сообщалось, что помехи, вину за которые Финляндия и Норвегия возлагают на Россию, затронули в том числе и гражданскую авиацию. В частности, потерю сигнала подтвердил региональный перевозчик Wideroe.

Если предположить, что скандинавы решат ответить тем же и начнут создавать помехи на территории России, существует ли опасность для российских перевозчиков? Комментирует летчик гражданской авиации Алексей Базеев:

— Зависит достаточно сильно гражданская авиация сейчас от спутниковой навигации. В общем, если не работает спутниковая навигация, то в каждом самолете есть резервная система, по которой можно лететь. На худой конец берешь карту и по земле летишь, согласно железной или шоссейной дороге — пониже спустился и летишь. Но это уже самый крайний случай. А так, стоят наземные станции, радиомаяки, диспетчер по локатору видит самолет, он может давать курсы, высоты, скорость задавать. Так что, если работает система УВД — управление воздушным движением, сложность просто небольшая появляется и все, не более того.

— То есть опасности для пассажиров нет?

— Нет, никакой. Когда не было еще 25 лет спутниковой навигации, летали, и ничего не было, все отлично. Причем интенсивность была чуть ли не больше, чем сейчас.

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что Кремлю не известно о возможной причастности России к сбоям GPS. Он переадресовал вопрос в Минобороны России, там ситуацию не комментировали.

Прошедшие в Скандинавии учения Trident Juncture стали крупнейшими маневрами НАТО с 80-х годов. В них приняли участие около 50 тысяч военных из 30 стран, было задействовано более 10 тысяч единиц бронетехники, 150 самолетов и 60 кораблей.