По приговору Серпуховского городского суда 26-летний житель Подмосковья Дмитрий Грачев, устроивший над супругой самосуд и отрубивший ей кисти обеих рук, проведет в колонии 14 лет. Он был признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, похищении человека, а также в угрозе убийством (ч. 2 ст. 111, ч. 2 ст. 126 и ч. 1 ст. 119 УК РФ). Также его обязали выплатить своей жертве в качестве компенсации морального вреда чуть более 2 млн рублей.

На оглашении приговора Маргарита Грачева старалась держаться подальше от клетки, где находился ее бывший муж. Хрупкая молодая женщина пришла в сопровождении нескольких родных и адвокатов. Протез, сделанный в Германии, настолько хорошо имитировал кожу, что покалеченная правая рука не бросалась в глаза. Левую врачам удалось спасти (ее нашли на месте происшествия).

Со стороны подсудимого был его дедушка. Уже позже, когда прозвучит срок, он бросится защищать внука, утверждая, что причиной случившегося стала измена Риты. Приговор суда он назовет «чрезвычайно суровым».

Сам подсудимый, пока зачитывали приговор, был молчалив. Просивший в последнем слове прощения у бывшей жены и детей, теперь Грачев старался не смотреть в ее сторону.

Подготовка к злодеянию

Страшное происшествие, поднявшее новую волну обсуждения темы домашнего насилия и бездействия правоохранителей, случилось 11 декабря 2017 года. Тогда Дмитрий Грачев (по образованию семейный психолог), работавший на складе в Чехове, отвез жену в лес и стал требовать от нее признаний в измене. Он ревновал 25-летнюю супругу к сослуживцу — водителю из газеты «Серпуховские вести», в которой Рита работала маркетологом.

К преступлению муж-ревнивец подготовился заранее — загрузил в багажник топор, пластиковые хомуты, а также жгуты и бинт с йодом. Когда он отрубил жене кисти, он отвез жертву в больницу.

Стоит отметить, что измученная ревностью женщина (Дмитрий даже возил Риту проверяться на «детекторе лжи») к тому времени уже подала на развод. За месяц до инцидента, 10 ноября 2017 года, муж отвез ее в лес, в машине приставлял к горлу нож и требовал сознаться в неверности, угрожая убийством. Но тогда обошлось.

Женщина, которая прожила в браке с Дмитрием пять лет и родила ему двух сыновей, побежала к участковому. Она написала заявление, но дело не возбудили. Уже после того, как история всколыхнула страну, участковый МУ МВД «Серпуховское» и его непосредственный начальник были уволены. В отношении участкового же возбудили дело по статье «халатность».

Компенсация морального вреда

Примечательно, что хоть экспертиза и выявила у Грачева «смешанное расстройство личности», но его сочли вменяемым. В прениях сторон прокурор требовал для него 17 лет заключения, суд дал на три года меньше. Наказание в 14 лет подсудимый встретил спокойно, а на вопрос журналистов о том, будет ли обжаловать приговор, лишь кивнул.

Потерпевшая предъявила к нему иск о возмещении морального вреда на сумму 8 млн 200 тысяч рублей, но суд удовлетворил его частично, обязав осужденного выплатить 2 млн 35 тысяч рублей.

Сама Маргарита, казалось, испытывала от приговора смешанные чувства. Своего бывшего мужа она даже не называла по имени. «Этого человека для меня больше не существует», — сказала она, добавив, что за то, что с ней сделал Грачев, нужно сажать на всю жизнь. «Это еще не конец, впереди апелляция на приговор, на решение о лишении его родительских прав, суд с участковым… Я считаю, что за такие поступки нужно сажать пожизненно, никакой приговор не вернет мне руки», — сказала она.

Вина системы

Управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов считает, что вина за случившееся прежде всего лежит на правоохранителях, которые должны заниматься профилактикой преступлений и предотвращать их.

Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Очень показательно в этом смысле возбуждение дела в отношении участкового. Ведь не только в уголовно-правовом, но и в общечеловеческом смысле это недосмотр полиции. Конечно, можно теперь защищать этого «бедного» участкового и говорить, что он там один на три участка. Конечно, он мог недооценить опасность. Я скажу банальщину, но сотрудники полиции вопросами профилактики преступлений и недопущения их, конечно, не занимаются, особенно что касается насилия в семьях. Реально сейчас эта область — черная дыра. А выступления отдельных политиков — я имею в виду госпожу Мизулину — в духе «бьет — значит любит» только провоцируют».

Адвокат отметил, что был противником декриминализации статьи «побои» и перевода ее из разряда уголовного преступления в административное правонарушение. «Люди, оборзев от собственной безнаказанности, заканчивают тем, что мы имеем на примере Грачева. Поэтому, резюмируя случившееся, могу сказать, что это во многом недосмотр правоохранительных органов. Причем не только конкретного участкового, но и всей системы, которая никак не заточена на профилактику насилия, в том числе насилия в семье», — подчеркнул адвокат.

Полковник милиции в отставке, адвокат Евгений Черноусов полагает, что участковый, которому грозит до пяти лет колонии по ч. 2 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека), скорее всего, отделается условным сроком. Он отмечает, что в судебно-следственной системе существует круговая порука. «Ворон ворону глаз не выклюет. К сожалению, вся правоохранительная система — прокуроры, следователи, сотрудники отделов внутренних дел, особенно это касается небольших районов — все между собой связаны. Туда же можно смело включать судей. Но условный срок — как комариный укус: такой приговор не будет являться предупредительно-профилактической мерой для других участковых или оперативников, которые знают, что может произойти убийство или причинение тяжкого вреда здоровью, но не принимают мер, отказывают в возбуждении дела», — сказал эксперт.