Проект загородного комплекса «Болотов.Дача» под угрозой закрытия
Власти Тульской области запрещают новое строительство. Хотя владельцы заверяют, что все разрешения у них есть. Чем чиновникам не угодила «Болотов.Дача» и почему похожие проекты в России нельзя назвать успешными?
Читать на полной версииВ 130 километрах от Москвы в деревне Дворяниново на севере Тульской области раскинулся небольшой гостиничный комплекс. На берегу реки Скнига стоит отель на 48 мест, ресторан, магазин, а невдалеке расположена небольшая ферма.
Неподалеку находится главная достопримечательность — музей-усадьба агронома Андрея Болотова, который входит в плеяду основоположников отечественной сельхознауки. Его идеями и вдохновлялись основатели «Болотов.Дачи» — руководитель проекта «Циферблат» Иван Митин и девелопер Александр Гончаров. Например, каждый из номеров отеля назван в честь растений, которые выращивал Болотов в своем саду: «Княженика», «Жимолость», «Черемуха» и «Барбарис», отдельные домики «Артишок», «Топинамбур» и так далее.
За два года в отеле побывали более десяти тысяч человек. Гости рассказывают, что посетители «Болотов.Дачи» живут в своеобразной коммуне — даже едят все вместе за одним столом. При этом четкого ценника на обеды нет: кто сколько хочет, столько и платит. Посетителей ненавязчиво спрашивают, довольны ли они своей жизнью в мегаполисе и не хотят ли переехать жить и работать к ним, в гостиничный комплекс. Тем, кто заинтересуется, предложат почитать один из номеров журнала «Счастливые люди»: его герои как раз те, кто бросил все, поселился в Дворяниново и не жалеет.
Владельцы отеля строили наполеоновские планы: увеличить число номеров, построить кафе, мастерскую, пекарню, молочную и гусиную фермы, даже сыроварню. Однако фермерские хозяйства столкнулись с запретом местных властей. Новое строительство пришлось заморозить, несмотря на то, что все прошлые постройки были согласованы и с властями, и с музеем. Власти не дают расширять проект, говорит сооснователь Иван Митин:
«В музее Болотова 5,5 тысячи гектаров вокруг, это называется достопримечательным местом. Выходили разные постановления, и это достаточно вольно можно было интерпретировать, потому что они во многом друг другу противоречили. В какой-то момент чиновники спохватились и решили все это привести в какой-то единый вид, чтобы уже был какой-то разумный документ, который бы решал все вопросы. Просто вместо того, чтобы дать нам зеленый свет развиваться, они приостановили всякую деятельность: ждите, пока мы все уладим. Мы теряем потенциальных жителей деревни, которую мы пытаемся построить, и мы не можем расширять «Болотов.Дачу», которая все-таки маленькая, мы не можем развивать сельское хозяйство, нам нельзя построить коровник, там куча всего. У нас уже вынуждены уехать фермеры, коров мы вынуждены были продать. Жители нашей будущей деревни вместе собирались, пили чай, мечтали, как классно они встретят Новый год вместе, но в итоге все это комьюнити, которое сформировалось, потихоньку разваливается, потому что ничего не происходит».
По словам Митина, сейчас все в руках чиновников. Если же говорить о музее, то он совсем не против «Болотов.Дачи» — даже наоборот: после открытия отеля посетителей у музея прибавилось. Но для местных властей все это не аргумент, и теперь срыв бизнес-плана может закончиться остановкой всего проекта.
Судьба у подобных стартапов в России незавидная. Так, в чем-то похожую общину в 2010 году под Псковом создавал бывший главный редактор Esquire Филипп Бахтин. В его детских, а также взрослых лагерях «Камчатка» люди должны были реализовать проекты, которые нравятся им самим. При этом все участники лагеря должны были быть наравне, то есть даже к вожатому ребенок обращался исключительно на «ты».
Правда, век подобной творческой коммуны оказался недолгим. Партнеры сперва обросли долгами, а потом и вовсе решили расстаться. Все дело в том, что подобные проекты невостребованы широкой аудиторией, и когда энтузиазм людей спадает, начинается рушиться и сам бизнес, комментирует исполнительный директор VSK Group Максим Тищенко:
Максим Тищенко исполнительный директор VSK Group «Проекты либо на очень-очень маленьком уровне рентабельности, либо вообще нерентабельны. Потому что в основном они делаются либо энтузиастами, либо людьми, которые вкладывают свои деньги, но нельзя так, что сегодня вложил и на следующий день, прямо завтра, получил. И эти сроки зачастую даже не год, не два, не три, это может быть и пять лет, и больше. В рамках этого проекта, я думаю, если была рентабельность, то какая-то минимальная, скорее всего, ее в принципе и не было. Пришлось вырезать поголовье гусей, продавать коров. Скорее всего, они закончили с убытком».
Если Бахтин уехать организовывать новый лагерь в Эстонию, то создатели «Болотов.Дачи» никуда переезжать не собираются — ждут нового постановления властей. Оно должно было выйти еще в феврале, но потом сроки неоднократно переносились. А как развивать бизнес, когда такая неопределенность?