Проект «Сноб» вручил в Историческом музее свою традиционную премию за достижения в области литературы, кино, театра, бизнеса, музейного дела, медиа, благотворительности. На этот раз церемонию приурочили к десятилетию «Сноба».

Приехали Анатолий Чубайс, Ксения Собчак, Ирина Хакамада, Ян Яновский. О чем говорили собравшиеся и как они вообще понимают словосочетание «сделано в России»?

Активнее всего обсуждали журнал New Times, которому за четыре дня удалось собрать более 25 млн рублей на оплату штрафа Роскомнадзору. Дискуссия о свободе прессы проходила за коктейлями с манго. Закусывали ложечками с черной икрой и тарталетками с красной. Основатель «Вымпелкома» Дмитрий Зимин среди тех, кто пожертвовал деньги.

— У меня появляется некий оптимизм относительно российского гражданского общества. Я рад даже не столько за Альбац, сколько за всех нас. Я сам, наверное, там даже был одним из наибольших плательщиков.

— «Сделано в России»: что это сегодня?

— Для меня фраза «сделано в такой-то стране» вторична по сравнению с тем, что вообще сделано, что человечество поднялось на какую-то ступень. А где сделано, вот эта повышенная любовь к своему родному стаду идет из каменного века.​

Церемонию вели 20-летние ребята — им было по десять, когда «Сноб» начинался. Они не понимают песен Пугачевой, зато с придыханием зачитывали тексты Александра Сокурова и разыгрывали диалог Петра Павленского со следователем, а потом награждали лучших.

В номинации «Бизнес» статуэтку взяла «Роснано». С компанией конкурировал Александр Цекало с проектом «Среда» — за первые российские сериалы на Netflix и Telegram, в ICO которого участвовали более 80 бизнесменов, в том числе Роман Абрамович.

Чубайс сказал, что выбор, видимо, оказался мудрым. Эта реплика вызвала смех в зале. У российского бизнеса сложный имидж за рубежом, рассказал предприниматель.

Анатолий Чубайс председатель правления УК «Роснано» «То, что является реальными достижениями бизнеса в качестве товаров, продукции, к сожалению, еще не имеет никакого мирового бренда. Так же, как мы в России вряд ли можем похвастаться большим количеством созданных за последние годы компаний с мировыми брендами. Но это — следующий этап. У нас в стране 25 лет назад частная собственность была уголовным преступлением. В современном технологическом мире вообще вряд ли есть сколь бы то ни было серьезный инженерный продукт, который был бы сделан в одной-единственной стране. С другой стороны, то, что было представлено здесь, это точно российский продукт. Telegram — это российский продукт, несмотря на то, что Дурова нет в России. Российскость при желании и без каких-то хитрых подтасовок легко идентифицируется».


В номинации «Кино и театр» победил худрук БДТ имени Товстоногова в Петербурге Андрей Могучий, хотя в холле много говорили про Кирилла Серебренникова, который тоже был среди номинантов. Пришли актеры его «Гоголь-центра», например Никита Кукушкин и Александр Горчилин.

Другая обладательница хрустальной статуэтки — в номинации «Литература» — писатель Гузель Яхина. Видно было, что светская кутерьма ей скучна. Писатели — люди одинокие, призналась она:

— Мне комфортнее в кабинете, с компьютерами, с мыслями наедине, нежели в такой шумной тусовке.

— Что пишете сейчас?

— Роман «Дети мои» появился в мае этого года, и пока, честно скажу, я не готова рассказывать о новой вещи, она еще не написана. Когда текст будет написан, хотя бы на три четверти, уже можно будет рассказывать. Снова исторические сюжеты, снова близкие и родные мне места и родные мне люди.

— Чем вообще отличается атмосфера здесь и там?

— В Казани есть замечательное чувство, которое я очень люблю: нахождения на границе двух миров — русской культуры и татарской. Зона взаимного проникновения, взаимного уважения. А в Москве — нет. В Москве так много всего, что здесь все какие-то границы уже перемешаны».

Гран-при «Сделано в России» получил оргкомитет чемпионата мира по футболу. В номинации «Медиа» победили Вера Кричевская и Ксения Собчак — за фильм «Дело Собчака». Всех их гендиректор проекта Марина Геворкян призвала оставаться снобами.