Половина учителей математики и информатики не прошла проверку на знание предмета. Об этом сообщил Рособрнадзор после тестирования 22 тысяч преподавателей разных предметов. «Неуд» получила также четверть учителей экономики, истории, русского языка и литературы.

Пока учителя участвуют в этих опросах добровольно, а результаты не влияют на их карьеру, заявляет регулятор. Эксперимент проводится, чтобы потом после широкого обсуждения построить единую систему оценки качества работы преподавателей. Нужно ли это и что об этом думают учителя?

Нужно ли оценивать работу учителей? Да! Так как многие родители не в восторге от уровня профессионализма педсостава. Но то, как это пытаются делать, педагогов не устраивает. Они говорят: «Это отнимает много времени, не имеет практического смысла и просто унизительно». Именно это слово употребил каждый преподаватель, с которым пообщалась редакция.

В некоторых музыкальных школах, например, проверку проходили принудительно. Преподавателей с 50-летним стажем гнали сдавать тест. Вопросы — далеко не только о музыке. Психология, знание Семейного и Трудового кодекса, способность ориентироваться в новейших тенденциях мирового образования.

Фото: Business FM

Нет ничего плохого в том, чтобы во всем этом разбираться, но как поможет научить ребенка лучше играть на рояле способность точно ответить, например, на этот вопрос: «В какой методологии содержится ответ на вопрос, в какую оптимальную воспитательную систему должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития в одной фазе состоялся в кульминации другой фазы развития человека?» Это вопрос одного из тестов для учителей музыки, взятый из интернета.

Профсообщество жалуется в том числе на то, что единого теста нет, а в некоторых школах руководство проявляет инициативу и до введения обязательной аттестации проводит свою — с серьезными последствиями, говорит оргсекретарь межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Ольга Мирясова:

Ольга Мирясова оргсекретарь межрегионального профосюза работников образования «Учитель» «Иногда они просто берут из интернета очень непрофессиональные, устаревшие тесты. Вот у нас была такая история с учительницей начальных классов, которую весной этого года уволили из московской школы, там семь вопросов из 20, они никакой критики просто не выдерживают, а один из них просто содержит тот ответ, который устарел, потому что уже законодательство изменилось за это время. Это тест 2013 года».

Преподаватель в данный момент судится со школой. В Гнесинке воспитателю группы продленного дня в тесте попался вопрос: «Что общего в творчестве Кафки и Камю?» А вот на какие вопросы отвечала преподаватель музыки одной из школ в Бескудникове Елена:

— Вы знаете, это был просто тест на проверку мозгов. Дура я или нет. То есть я так поняла. Например, вопросы: девочка Катя добавила соль, потом налила кислоту, выпарила пар, и надо было выбрать подходящий ответ. Или: посмотрите на этого оленя, как вы считаете, к какому виду он относится: парнокопытное и так далее. Такие вопросы на мышление.

— Только к вашему предмету отношения не имеет.

— Нет, про музыку не было ничего.

Но тесты это еще не все. Чтобы получить высокий балл, учитель должен также написать мотивационное письмо о том, почему он должен заниматься саморазвитием, и снять видеоурок, предварительно прописав для него цели и задачи, а потом детально проанализировать результаты проделанной работы. И это при том, что каждый учитель признает: видеоурок будет постановочным, а для его записи, кстати, нужно получить еще и согласие родителей.

Однако и это еще не все. Для успешной аттестации нужны лайки, говорит Анна из Гнесинки:

«Нужно, чтобы были положительные отзывы детей и родителей о вас в интернете. На педсовете наши коллеги спрашивают: «А сколько должно быть этих отзывов?» Нам говорят: «Не важно, вы за них получите четыре балла». Если один, то сколько баллов? «Четыре». Если будет десять положительных отзывов? «Все равно четыре балла». А если будут отрицательные отзывы? Тогда наш директор говорит: «Ну, вы же сами понимаете, интернет — это одна большая помойка! Обязательно про кого-нибудь там какую-нибудь гадость напишут». Я спрашиваю: «А если это одна большая помойка, то зачем нам вообще в этом участвовать?» Отвечают: «Ну что, вам трудно, что ли?»

Итоговый результат получается по сумме баллов — за тест, за видео, за отзывы и так далее. Некоторые учителя считают, что все это сделано, чтобы им урезали зарплаты. Не подтвердил высокий уровень профессионализма — потерял в деньгах. На бумаге «майские» указы выполняются — зарплаты растут, на деле денег понадобится меньше, но только уже «сами виноваты» — это, подчеркну, позиция ряда собеседников Business FM, а не выводы редакции.

Ну а для внимательных слушателей, и особенно для учителей музыки, добавлю, что ответ на вопрос, в какую оптимальную воспитательную систему должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития в одной фазе состоялся в кульминации другой фазы развития человека, содержится в методологии акмеологического подхода. Может пригодиться.