Удастся ли удержать цены на бензин и что будет после 31 марта?
Рост цен на нефть не означает, что нужно обеспечивать сверхприбыль внутри страны, заявил Владимир Путин. Вице-премьер Дмитрий Козак пообещал, что цены на топливо в начале года вырастут в пределах инфляции, а затем не будут расти до конца марта
Читать на полной версии«Лукойл» подписал соглашение о мерах по стабилизации цен на топливо в России. Компания, конечно, пожаловалась на многомиллиардные убытки, но с общими условиями, поставленными перед нефтяниками, в «Лукойле» согласились.
Эксперты говорят о том, что до 31 марта цены на бензин на внутреннем рынке удастся удержать, но никто не может предсказать, что будет дальше. Хотя варианты создания более понятных правил игры у отрасли и правительства были.
Когда нефтяники жалуются на убытки, которые они несут из-за фиксации цен на внутреннем рынке, сам термин «убытки» едва ли уместен. При слабом рубле и дорогой нефти их сверхдоходы от экспорта огромны. Нефтяники просто недополучают то, что могли бы заработать.
Не так давно вертикально интегрированные компании — так называемые ВИНКи, союз независимых АЗС и правительство договорились об ограничении оптовых цен на нефтепродукты до 31 марта 2019 года. Для каждой компании установили параметры поставок на внутренний рынок, биржу и мелкооптовый рынок нефтепродуктов. Объемы закрепили на уровнях, соответствующих аналогичным месяцам прошлого года плюс 3%. Важный момент: введена коллективная ответственность. Кто-то нарушил — устанавливается заградительная экспортная пошлина для всех. Пока же экспорт не ограничили никак.
Возникает вопрос: не получится ли так, что каждая компания отпустит на внутренний рынок свой установленный объем, но купит это топливо не конечный российский потребитель, а какое-нибудь аффилированное лицо через несколько прокладок или просто сторонний трейдер, которые, в свою очередь, продадут все это за рубеж по гораздо более привлекательной цене? До 31 марта так делать никто не будет, уверен генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Обычно рынок не работает под честное слово, но в данном случае важно, кому это слово дано:
Правительство предлагало нефтяникам более рыночный вариант — введение экспортных лицензий, когда одним можно было бы продавать топливо за рубеж, а другим — нет. Стороны не договорились. Почему? Добиться точного ответа оказалось непросто. Версия руководителя аналитического центра Независимого топливного союза Григория Баженова:
Григорий Баженов руководитель аналитического центра Независимого топливного союза «Преимущественно крупные нефтяные компании специализируются, на самом деле, на сбыте сырья, и в настоящий момент их просто отвлекают от их основной деятельности, заставляют заниматься розницей и оптом внутри российского рынка, который им попросту не так интересен и является для них таким социальным обязательством, и чем проще механизм экспортных поставок, тем лучше для вертикально интегрированных нефтяных компаний. С лицензиями приходится заморачиваться. Кроме того, если введут лицензирование, на рынок могут хлынуть потоки не самого качественного бензина, и вертикально интегрированные нефтяные компании могут оказаться в этом случае снова крайними, и это им не нравится, они этого не хотят допускать».
Вице-премьер Дмитрий Козак предупредил, что с 1 января из-за повышения НДС оптовые цены на нефтепродукты вырастут на 1,7%, а дальше — в соответствии с инфляцией. Что будет с ценами на бензин и дизтопливо после 31 марта, не знает никто.