Краткая предыстория. В конце 2015 года рухнула «Трансаэро», одна из крупнейших авиакомпаний, с долгами в четверть триллиона рублей. В октябре 2015-го новым гендиректором назначили Александра Бурдина.

В ходе банкротства в декабре 2015 года суд назначает временного арбитражного управляющего Михаила Котова. Он проработал на этой должности полтора года, занимался оценкой финансового состояния того, что осталось от «Трансаэро». Потом появилось уголовное дело.

Бурдина обвинили в хищениях имущества авиакомпании, Котова — в пособничестве. Первый в международном розыске. Второй узнал об обвинениях, когда был на лечении в Италии.

Управляющий не стал скрываться, приехал в Москву и в конце октября оказался в СИЗО. Адвокат Михаила Котова Эдуард Чургулия утверждает, что управляющий лишь вскрыл проблемы, которые были в компании до него.

Эдуард Чургулия адвокат «Из финанализа четко видно, что проблемы в компании возникли далеко до введения процедуры наблюдения. Потому что результаты финанализа удручающие. Привлечение к ответственности Котова — это чье-то непреодолимое желание найти крайнего. Поскольку Котов оказался единственным человеком, который не скрывается, он сам пришел на допрос, чтобы разобраться. Вот пришел разобраться, называется, на свою голову».

В пользу Котова говорит несколько обстоятельств. Во-первых, как писали «Известия», операции с признаками преступления проводились с позапрошлого года. Но в это время управляющий еще даже не приступил к своим обязанностям. Во-вторых, он в своей профессии около 20 лет. На его счету более 30 успешных процедур банкротства. Вот что о нем говорит коллега, партнер компании «Инфралекс» Артем Кукин:

Артем Кукин партнер компании «Инфралекс» «Он всегда демонстрировал достаточно высокий профессионализм и глубокую человеческую, профессиональную порядочность. Поэтому я удивлен тому, что происходит с ним по делу «Трансаэро». В особенности с учетом того, что он же там в качестве временного управляющего функционировал. Его полномочия просто в силу закона весьма ограниченны».

Мы не будем разбираться, кто в этой истории прав или виноват, это дело суда. Стоит отметить, что к арбитражным управляющим часто возникают вопросы надзорных органов, связанные с продажей имущества банкротящихся компаний, но после проверок к Михаилу Котову претензий не оставалось.

И главный вопрос. По данным следствия, были проданы принадлежащие «Трансаэро» автомобили и авиадвигатели. Деньги похищены — больше миллиарда рублей. Имел ли право арбитражный управляющий продать эти активы?

Тут важный момент. Котов был в «Трансаэро» в период наблюдения, когда руководители не были отстранены от управления компанией и могли совершать сделки. Защита Котова утверждает, что с ним их не согласовывали. Но у временного управляющего есть полномочия согласовывать сделки, отвечающие определенным условиям. Хотя речь идет о большой корпорации с огромным менеджерским штатом. Продолжает независимый эксперт, управляющий партнер компании «РИ-Консалтинг» Елена Гладышева:

Елена Гладышева независимый эксперт, управляющий партнер компании «РИ-Консалтинг» «По опыту работы в этой сфере я могу сказать, что даже если арбитражные управляющие будут сидеть круглосуточно на предприятии, держать за руку руководителя должника и бухгалтера, все равно находятся мероприятия, средства и способы каким-то образом для вывода тех или иных активов. Это в том числе подписание сделок прошедшим числом».

В середине декабря суд вновь определит меру пресечения для Михаила Котова. Его защита отмечает еще одну странность: кризисный менеджер попал в СИЗО больше трех недель назад, и за это время его еще ни разу почему-то не допросили.