«Горечь за родину» и «часть большой лжи». Фигуранты дела «Седьмой студии» предстали перед судом
Они не признал вину в хищении 133,2 млн рублей. Режиссер Кирилл Серебренников сравнил обвинение со сломанным принтером, другие говорили о «мантрах» и «заклинаниях». Что рассказали обвиняемые?
Читать на полной версииВ Мещанском суде Москвы началось рассмотрение одного из самых резонансных дел последних лет — так называемого дела «Седьмой студии». Преставшие перед судом четверо фигурантов отвергли обвинение в хищении более 133 млн рублей, выделенных в 2011-2014 годах на театральный проект «Платформа».
Основной обвиняемый — режиссер Кирилл Серебренников — уже в первый день начал давать показания. Он заявил, что отвечал лишь за художественную часть проекта и не ведал финансами. Перед началом разбирательства у здания суда не наблюдалось ажиотажа. Не было митингов или пикетов, как в 2017 году, когда избирали домашний арест художественному руководителю «Гоголь-центра».
Отсутствовали полицейские патрули. Стражи порядка не стали устанавливать и металлические заграждения, как это нередко бывает при слушаниях громких дел. Готовясь к наплыву СМИ, суд открыл двери для журналистов в половине девятого утра. Представителей массмедиа было много.
Также поддержать фигурантов пришли друзья, родственники и несколько десятков коллег. Всего зал судьи Ирины Аккуратовой вместил около 70 человек. Для тех же, кому не хватило места, на девятом этаже организовали телетрансляцию. Поскольку большинство подсудимых находятся под домашним арестом, Кирилл Серебренников, Юрий Итин, Софья Апфельбаум и Алексей Малобродский расположились в самом начале зала на первой скамье.
Слушание, назначенное на 9:30, стартовало почти с часовым опозданием. Для того чтобы огласить обвинительное заключение, прокурору Олегу Лаврову потребовалось полтора часа. А перед этим суд признал фигурантов гражданскими ответчиками по иску Минкультуры на сумму инкриминируемого им ущерба в 133,237 млн рублей. Ранее министерство было признано по делу потерпевшим.
«ОПГ Серебренникова»
Обвинительное заключение гласило, что все подсудимые входили в организованную преступную группу, которая была создана в 2011 году режиссером Кириллом Серебренниковым. К тому времени худрук театра «Гоголь-центр» разработал проект «Платформа», призванный популяризировать современное искусство. Его предлагалось финансировать из бюджета.
Для «организации договорных отношений» с Минкультом Серебренников учредил АНО «Седьмая студия», утвердил устав и сформировал правление. В него, помимо себя, он включил назначенного на должность гендиректора «Седьмой студии» Юрия Итина. Гособвинитель назвал его наряду с Серебренниковым, по сути, создателем ОПГ. «Имея корыстный умысел на личное обогащение путем обмана и злоупотребления доверием сотрудников Минкультуры, они приняли решение создать устойчивую, сплоченную, организованную группу, в которую вовлекли» Екатерину Воронову, Алексея Малобродского, а также Софью Апфельбаум и Нину Масляеву.
По его словам, на протяжении четырех лет, вплоть до 2014 года соучастники занимались хищением бюджетных средств. Это делалось путем предоставления в министерство культуры недостоверных данных о стоимости и качестве проводимых работ и мероприятий, их стоимость была завышена. При этом возглавлявшая в то время департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Софья Апфельбаум якобы знала, что у «Седьмой студии» было «преимущественное положение» на участие в конкурсах по реализации госконтракта.
В рамках него «Седьмой студии» выделялись многомиллионные субсидии. Апфельбаум принимала от фирмы отчеты о выполненных работах, не проводя никаких проверок, указал Лавров. При этом прокурор отметил, что все подсудимые действовали «из корыстной заинтересованности в целях личного обогащения». Он рассказал, что «Седьмая студия» заключала договоры с подконтрольными фигурантам юрлицами и предпринимателями. На их счета выводились средства «за якобы оказанные работы и услуги», затем средства обналичивались и похищались.
Одной из таких «карманных» фирм, по словам обвинителя, было ИП «Синельников», через которое «прокачали» часть из выделенных Минкультуры 40 млн рублей. По версии гособвинения, Серебренников осуществлял «общее руководство и координацию» соучастников, «лично заключал с Минкультом соглашения на предмет выделения бюджетных денежных средств и предпринимал меры для сокрытия хищений». Итин же контролировал хозяйственную деятельность организации, а также обеспечивал видимость заключения фиктивных договоров по освоению государственных денег и распределял похищенное.
В ОПГ также входили сменившая Малобродского на посту генпродюсера «Седьмой студии» и впоследствии сбежавшая от следствия Екатерина Воронова, а также главбух АНО Нина Масляева, которая занималась «обналичкой». Стоит отметить, что на руководящие должности в «Седьмой студии» всех троих назначил Юрий Итин. Масляева впоследствии решила признать вину и заключила сделку со следствием. Ее дело выделено в отдельное производство. Судя по всему, его рассмотрят уже после того, как она даст показания на процессе Серебренникова и других.
Прокурор заключил, что всего подсудимые «противоправно и безвозмездно обратили в свою пользу и распорядились по своему усмотрению» бюджетными средствами на сумму 133,237 млн рублей. Их действия следствие квалифицировало как мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
«Искаженные показания»
Выслушав обвинение, подсудимые заявили, что вину не признают. Причем большинство подсудимых, за исключением Итина, настаивали, что им непонятно обвинение. Отношение бывшего гендиректора «Седьмой студии» к предъявленному обвинению высказал его адвокат Юрий Лысенко. Он заявил, что обвинение не соответствует требованиям уголовно-процессуального закона.
«Следствие провело знак равенства между обналичиванием денежных средств и хищением», — сказал он, отметив, что обналичивание в России не запрещено. Юрист указал, что мошенничество — это хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием. Однако следствие признало, что все мероприятия проекта «Платформа» были выполнены.
«Следовательно, признак хищения — безвозмездное изъятие денежных средств — отсутствует», — сделал вывод защитник. Он также указал на то, что следствие не провело оценку мероприятий, чтобы выяснить, стоили ли они меньше выделенных субсидий.
Взявшая затем слово Софья Апфельбаум заявила, что следствие исказило ее показания. Она пояснила, почему считает обвинение непонятным. «Мне непонятно, какие мои действия следствие квалифицировало как мошенничество, с кем и в какой я вступила сговор и какие деньги похитила», — заявила она. Подсудимая заверила, что ничего противозаконного не совершала, никакой финансовой выгоды не имела и, вообще, не должна была проверять акты выполненных работ. По ее словам, этим занимался департамент экономики и финансов. «Мне приносили документы на подпись, и я была уверена, что они должным образом проверены», — подчеркнула директор Российского академического молодежного театра.
Апфельбаум добавила, что решение о выделении денег на проект «Платформа» принималось не ею, а правительством. «Я утверждаю и готова доказывать, что никакого нарушения законодательства не было», — резюмировала она. Ее адвокат Ирина Поверинова назвала подсудимую «добросовестным человеком, который ни о каких нарушениях не слышал и не подозревал».
Поход за кефиром и сломанный принтер
Алексей Малобродский высказался, как всегда, витиевато. Он, как и Софья Апфельбаум, назвал обвинение неконкретным. «Я категорически не понимаю, в чем меня обвиняют. Хищение какой суммы и когда я совершил, чьим доверием я злоупотребил. Точно так же меня можно было обвинить в том, что я зашел в «Пятерочку» и вышел оттуда с бутылкой кефира», — сказал он.
По его мнению, зачитанные прокурором слова о том, что он действовал по указанию Серебренникова, «и тому подобные страшилки ничем не обоснованы». «Эти заклинания совершенно размывают смысл обвинения», — заключил он.
Главный фигурант — Кирилл Серебренников — назвал обвинение абсурдным. «Я даже подумал, что у них [следователей] там сломался принтер, что они одно и то же печатают», — сказал Серебренников и сравнил обвинение всех фигурантов с «мантрой».
«Я не признавал и не признаю себя виновным», — сказал он. Подсудимый заверил, что как художественный руководитель «Платформы» «всегда сторонился финансовой деятельности» и отвечал лишь за постановки.
«Я всегда строго следил за тем, чтобы все мероприятия проекта были выпущены и были достойны того высокого художественного уровня, чем этот проект и знаменит», — сказал он. После этого режиссер предложил потерпевшему выступить в суде первым. «Я призываю министерство культуры не бояться, не тушеваться и выступить в суде первым и объяснить людям и всему обществу, чего ему не хватило на проекте «Платформа», — сказал он.
Горечь за родину
Серебренников, в отличие от других подсудимых, пожелал дать показания первым. Суд просьбу удовлетворил. Почти час режиссер отвечал на вопросы своего защитника Дмитрия Харитонова. Он поведал о том, что идея проекта «Платформа» возникла у него в 2010-2011 годах. «Мне было горько за родину, — начал он. — К тому времени у нас не была развита мультижанровость на стыке разных искусств, которая уже была развита во всем мире». Он сообщил, что задумал объединить в одном проекте четыре вида искусства: театр, танец, музыку и медиа.
Режиссер сформировал идею в некую художественную заявку и озвучил ее на встрече с тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым в Мультимедиа Арт Музее Ольги Свибловой на Остоженке. Встреча была посвящена вопросам культуры. «Так еще получилось, что я сидел рядом с президентом и высказал идею этого проекта, рассказал его содержание и смысл и передал листики с предложениями», — выступал Серебренников. Он был сильно удивлен, когда спустя несколько месяцев на проходную во МХАТ, где он работал тогда помощником Олега Табакова, пришла папка, отправленная фельдъегерской почтой. На ней стояла виза главы государства и поручение «рассмотреть» предложение.
По словам Серебренникова, когда в 2011 году проект начали реализовывать, не он, а именно чиновники Минкультуры предложили создать автономную некоммерческую организацию для перечисления на проект денежных средств. Доводы обвинения о том, что о ее создании он сговорился с Софьей Апфельбаум, подсудимый назвал «частью большой лжи». Он настаивал, что хоть и выступил учредителем «Седьмой студии», однако в разработке учредительных документов фирмы не участвовал, документы были «типовыми».
Также режиссер рассказал, что нанял Юрия Итина гендиректором «Седьмой студии» по рекомендации его покойной матери, которая работала пресс-секретарем в театре и сообщила, что ее сын в ГИТИС преподает менеджмент. По словам Серебренникова, у Итина «была хорошая репутация», поэтому он его позвал. При этом, как уверял подсудимый, Итин и рекомендованный им Малобродский согласились работать не покладая рук за зарплату порядка 100 тысяч рублей. Он сказал, что не вмешивался в общение Итина и Малобродского.
«Это та часть жизни, которой я не интересовался. У меня своих забот было выше крыши! Видимо, они общались по поводу смет», — предположил режиссер. При этом он пояснил, что не взял на себя обязанности гендиректора «Седьмой студии», поскольку «ни черта в этом не понимает». «Я не специалист по экономике, бухгалтерии. Я режиссер», — сказал Серебренников. Он настаивал, что не подписывал финансовых документов. Такое было лишь однажды по просьбе чиновников Минкультуры, когда он подписал несколько рамочных соглашений на выделение субсидий. Однако, как заверил Серебренников, никаких указаний о порядке ведения финансово-хозяйственной деятельности он Итину, Малобродскому и главбуху Масляевой не давал.
Последнюю подсудимый назвал не самым приятным и ответственным сотрудником. «Никто, и я тоже, не знал о судимости Масляевой, если бы знал, то задумался бы над тем, брать ли ее на проект на бухгалтерскую должность», — сказал он. Режиссер добавил, что лишь из материалов дела узнал, что Масляева получала больше него. В завершение он добавил, что из-за задержки платежей иногда ему приходилось вкладывать в проекты личные средства. Когда же деньги от министерства приходили, он забирал вложенное. Допрос подсудимого продолжится 8 ноября.