Трейдеров не допустят до торгов топливом до 31 марта
СМИ написали о деталях соглашения о заморозке цен на топливо, которое сами трейдеры назвали убийственным. До конца марта на торги будут допускаться только сети АЗС, конечные промышленные и сельскохозяйственные мелкооптовые потребители
Читать на полной версииОбновлено в 13:14
Для заморозки цен на бензин нефтяных трейдеров временно отстранят от биржевой торговли. Это обсуждалось на совещании под председательством вице-премьера Дмитрия Козака, на котором крупнейшие российские нефтяные компании согласились заморозить цены на нефтепродукты на АЗС и в опте.
По данным РБК, до 31 марта 2019 года на торги будут допускаться только сети АЗС, конечные промышленные и сельскохозяйственные мелкооптовые потребители. Как поясняется в протоколе совещания, это делается «для исключения спекулятивных сделок на внутреннем рынке нефтепродуктов». Трейдеры назвали этот запрет убийственным.
Эта мера изначально звучала как наложение ограничений на спекуляции нефтепродуктами, то есть на покупку и последующую практически моментальную перепродажу. Когда переработчик — нефтяная компания — выставляет предложение и его тут же при помощи IT-решений, другими словами роботов, перехватывают и выставляют чуть дороже, и это действительно в текущих условиях недопустимо.
Однако нынешняя мера неожиданно трансформировалась в полное выдавливание трейдеров из торгов. Этого делать нельзя, считает президент Независимого топливного союза Павел Баженов:
Павел Баженов президент Независимого топливного союза «Хоть мы и представляем розницу, а не независимый трейдинг, тем не менее трейдеры выполняют достаточно позитивную функцию тем, что предоставляют товарные кредиты, тем, что брокерскую функцию выполняют. То есть, если исключить спекуляцию, а об этих мерах уже давно шла речь и подготовлено решение, этого вполне достаточно. Исключать трейдеров совсем из торгов — просто уничтожить само звено независимого трейдинга, потому что биржа — основная площадка по торговле нефтепродуктами. Если исключить трейдеров оттуда до весны, это просто банкротство большинства участников рынка, именно трейдеров. Тут речь идет о том, чтобы загнать максимальное количество — это и владельцы АЗС, и потребители — на биржу самостоятельно. Но важной функцией трейдеров было то, что они предоставляют финансовое плечо, а учитывая ту экономику, которую сегодня, скажем, розничный бизнес имеет, оборотные средства очень сильно вымыты сегодня у нас. Поэтому элементарно то, чтобы замораживать деньги на 30 дней, а покупка продукта на бирже предполагает именно такую заморозку средств, это только до отгрузки, и еще потом это надо реализовывать, то есть там все два месяца получается в итоге от момента «потратил» до момента «получил», это вряд ли можно назвать адекватной мерой».
Business FM поговорила с трейдерами. Вот что думает руководитель ООО «Волгатранснефть» Станислав Германов:
— Тут с каждым месяцем все непонятно получается по ценам самому рынку оптовому и розничному, поэтому сейчас тяжело сказать сразу, что будет дальше. Никто не знает. Пока только все устно обговорено, и в дальнейшем время покажет. Не готов вам ответить на такой конкретный вопрос, что будет дальше.
— Я имею в виду именно применительно к вашей компании. Если действительно до весны исключат вас из торгов, то как на вас это скажется?
— Торговля оптовая, она всегда как была, так и есть. Но здесь посмотрим, что будут с ценами творить, то есть сейчас розничные цены на заправках ниже, чем оптовые. Получается, люди не могут же брать розницей, если большие потребности у организаций, поэтому от безысходности будут пока работать, а дальше — не знаю.
В ответ на предложение правительства трейдеры заявляют, что уходят с биржи с сегодняшнего дня, то есть останавливают вторичные продажи на время действия соглашения по заморозке цен. Таким образом, во всех нефтяных биржевых каналах сбыта будет продавать только нефтяная компания. Трейдеры будут только закупать, но ничего перепродавать на бирже не станут.
Ситуацию комментирует управляющий партнер компании «Петролеум трейдинг» Максим Дьяченко:
Максим Дьяченко управляющий партнер компании «Петролеум трейдинг» «Вертикально интегрированные компании убеждают в этом правительство, переживают, что, если они снизят цены, все эти объемы купят трейдеры и как спекулянты перепродадут с наценками, чтобы нивелировать снижение. Мы превентивно уже с сообществом трейдеров договорились и с сегодняшнего дня прекратили, во-первых, продажи на базисах НПЗ, то есть это мы уже сделали. Порядка 10% с продаж — мы готовы пойти на эти потери, и мы так же, как нефтяные компании идут правительству навстречу, снижая цену, мы готовы тоже пойти навстречу правительству, понимая, что ситуация сложная и надо совместно работать над ее решением. Если говорить о том, к чему приведет запрет, во-первых, трейдеры финансируют торговые операции участников рынка — где-то по 40 млрд рублей в месяц. То есть, если эта ликвидность уходит с рынка, сразу же начинается коллапс. Такие регионы, как Якутия, Крым, еще много регионов, в которых нет вообще баз вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), сразу остаются без снабжения. Просто их сейчас снабжают исключительно трейдеры. Дальше начинается сворачивание банками лимитов на трейдеров, трейдеров — лимитов на конечных потребителей, у которых кассовый разрыв возникает. Трейдеры, чтобы получить деньги, подают на всех в суд. Соответственно, это приводит к широкому, массовому коллапсу в топливообеспечении нашей страны во многих регионах. Подобное решение равносильно крушению всей существующей, сложившейся за десять лет системы топливообеспечения. Многие компании просто даже не аккредитованы на бирже, они покупают через трейдеров. Многие компании покупают через какие-то свои торговые дома. У них также на балансе нет АЗС. Эту картину, кроме самих трейдеров, никто не видит. Мы об этом уже в компетентные органы сообщили. Я думаю, что запрета трейдеров не будет, а проблему, как я сказал, мы уже купировали самостоятельно».
Ранее правительство обсуждало возможность ввести для НПЗ лицензии на экспорт топлива при обязательстве поставлять определенные объемы на внутренний рынок, чтобы предотвратить рост цен на бензин и дизель. Совещание на эту тему вице-премьер Дмитрий Козак провел с нефтяниками 24 октября. Почему предложение не прошло?
Илья Мороз гендиректор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» «Мера правительством озвучивалась такая: давайте мы введем лицензирование на экспорт нефтепродуктов. Но забыли сказать то, что трейдеры никоим образом не участвуют в этом, потому что присутствует в цене акциз, который и так уже автоматически останавливает этот экспорт. Это просто экономически невыгодно. Я думаю, что по этой причине и отказались от реализации этой меры, потому что она избыточна. Представьте, давайте мы по 50 купим и по 45 будем продавать. Эта мера абсурдная».
Козак поручил ФНС и ФАС провести внеплановые проверки независимых АЗС, где цены превышают зафиксированные больше чем на 4%. Итоговое соглашение между Минэнерго, ФАС и нефтяными компаниями должно быть подписано до 7 ноября.