Больше не сибиряки. Зачем Бурятию и Забайкалье «переселили» на Дальний Восток?
О присоединении двух регионов к Дальневосточному федеральному округу говорили еще с 2016 года, чтобы эти субъекты могли получить дополнительные деньги, выделяемые на развитие Дальнего Востока
Читать на полной версииОбновлено 15:36
Бурятия и Забайкалье больше не Сибирь. Владимир Путин подписал указ о передаче двух регионов от Сибирского федерального округа Дальневосточному. Теперь в составе Сибирского федерального округа будет десять регионов вместо двенадцати, а в Дальневосточном — одиннадцать вместо девяти.
Жительница города Северобайкальск на севере Бурятии Настя узнала о присоединении региона к ДФО от московских друзей:
— Я просто задала вопрос: а вы знали? Как, серьезно? А кто-то сказал: ну да, по новостям утром слышали. Быстренько пробежалась по новостной ленте, потому что никакого представления о том, какого-никакого будущего это для нас несет. Спросила у своих коллег. Те, кто постарше, посчитали, что никакого изменения для населения обычного не несет. Настроение такое, что просто те, кто в политике у руля, просто сферу влияния поделили, грубо говоря. Общее мнение мое и моих коллег — для обычных людей ничего не изменится, к сожалению.
— Вы говорите, никаких изменений не будет, а какие конкретно есть проблемы?
— Биоресурсы, например, у нас очень дорого стоит лес, стройматериал, хотя мы живем фактически в лесу.
— Факт, что в вашем регионе можно будет теперь воспользоваться той же программой «Дальневосточный гектар» — это плюс или не плюс?
— В моем районе Северобайкальском нет такой проблемы, как редко заселенные территории. К тому же возле Байкала — есть закон — запрещено производство, строительство на какой-то территории от Байкала тоже запрещено. Я не думаю, что это будет иметь для нашего населения большое значение.
Получается, что на земли по программе «Дальневосточный гектар» теперь могут претендовать еще почти два миллиона жителей регионов, присоединенных к ДФО. Читинцы удивленно отреагировали на присоединение в соцсетях и на форумах. Люди пишут: «Забайкалье стало Приморьем? Нам до моря, как до Луны».
Другой пользователь замечает: «От Читы до Владивостока или до любого восточного моря столько же, сколько от Москвы до Берлина или Стамбула. Если мы приморцы, то кто москвичи?» Но есть те, кто положительно относится к тому, что в Забайкалье и Бурятии теперь заработает программа «Дальневосточный гектар». Многие жители Читы восприняли эту новость как рядовую. Люди все равно считают себя сибиряками, говорит корреспондент телеканала «Альтес» Полина Харченко:
— Давно уже ходили разговоры, что Читу и, в частности, Забайкальский край собираются присоединить к Дальнему Востоку. Это какого-то удивления и ажиотажа у людей не вызвало. Многие знают, что действуют на Дальнем Востоке какие-то федеральные программы, которые могли бы нам помочь, но сказать, какие они, и верят ли они в то, что действительно у нас что-то изменится согласно этим программам, тоже мало кто может, потому что плохо себе представляют вообще эти программы и их действие в нашем крае. Сейчас очень активно, по крайней мере в социальных сетях, обсуждали историю с нашим новым полпредом, который сказал, что Забайкальем ему заниматься некогда. У всех достаточно пессимистичные мысли по этому поводу. А так у нас в Забайкалье все решения властей относительно края воспринимаются иронично. Откровенно говоря, люди власти не доверяют, причем не доверяют уже давно.
— У вас недавно сменился губернатор, вместо Натальи Ждановой появился врио Александр Осипов…
— Да, примерно неделя-полторы он у нас. Его реакция непонятна, потому что это выходной у нас, никакой официальной информации нет ни от пресс-службы, ни от кого нет. Сейчас больше обсуждают его какие-то решения. Он активно сейчас ездит по всему краю, пытается познакомиться с краем, потому что человек не наш, не местный, проблемы края глубоко он не знает.
В октябре полпред президента на Дальнем Востоке, вице-премьер Юрий Трутнев в интервью ТАСС сообщил, что не будет проявлять инициативу в вопросе присоединения Забайкальского края к Дальнему Востоку: «Если вы спросите, есть ли у меня недозагруженное рабочее время, то я вам скажу, что нет. Но какое решение будет принято президентом, то я и буду исполнять».
Зачем власти потребовалось перекраивать субъекты, объясняет доцент Финансового университета при правительстве РФ Оксана Гончаренко:
Оксана Гончаренко доцент Финансового университета при правительстве РФ «Развитие Дальнего Востока уже довольно давно официально признано приоритетным направлением региональной политики. Если мне память не изменяет, в 2007 году Владимир Путин выступал на Байкальском экономическом форуме и говорил о том, что развитие Дальнего Востока и Забайкалья — это приоритетное направление для федеральной политики, потому что регион очень давно нуждается в финансировании, инвестициях и других мерах, которые должны способствовать повышению уровня социально-экономического развития субъектов. С тех пор прошло больше десяти лет, но приоритеты федерального центра неизменны в этом направлении, потому что эти задачи решаются долгосрочно. Что касается нынешних изменений, это может быть связано именно с тем, что в составе Дальневосточного федерального округа эти регионы будут более органично смотреться именно с точки зрения управленческой, с точки зрения реализации федеральной программы по развитию регионов Дальнего Востока и Забайкалья, которая уже много лет существует и будет существовать до 2030 года».
Об идее присоединения Забайкальского края к Дальневосточному федеральному округу в 2016 году заявлял депутат Госдумы Николай Говорин. Он отмечал, что такое решение позволит региону получить дополнительные деньги, которые правительство России выделяет на развитие Дальнего Востока.