Накануне новой мировой санкционной войны
Вашингтон возобновляет санкции в отношении Ирана. С 5 ноября американскому бизнесу запрещено вести дела с компаниями, покупающими иранскую нефть. При этом восьми странам предоставлена отсрочка, а ЕС готовится запустить механизм обхода санкций
Читать на полной версииКартина Репина «Не ждали». Вымученная после долгих лет переговоров сделка с Тегераном заключена, Иран прекращает ядерную программу, все танцуют и покупают иранскую нефть. Внезапно врывается Трамп, рвет рубашку, кричит: «Я здесь мировой жандарм!» — и возобновляет санкции. Все стоят и переглядываются, им немного неуютно. Вопрос: что будет дальше?
Сергей Станкевич эксперт Фонда Анатолия Собчака «Это будет очень важное геополитическое событие. От исхода этой войны будет в значительной мере зависеть ситуация в мире. США не намерены отступать, судя по всем признакам. Страны Евросоюза намерены демонстративно продолжить торговлю с Ираном. Этот бунт на атлантическом корабле, видимо, США намерены достаточно жестко подавить. Для российской дипломатии такая повышенная агрессивность и эгоистическая односторонность в политике Вашингтона открывает дополнительные возможности. Понятно, что надо быть готовыми к тому, что США это все не понравится, санкционное давление напрямую против России еще более возрастет».
Что по фактам? Первое: с 5 ноября торговые партнеры иранских компаний объявляются врагами американского народа. Второе: восемь стран, в том числе Индия, Япония и Южная Корея, получают отсрочку под обещание постепенно сокращать сотрудничество.
Третье: ЕС создает так называемый механизм специального назначения, или SPV, для торговли с Ираном. Европейские компании будут платить SPV за иранскую нефть, а Тегеран сможет расплачиваться этими кредитами за европейские товары и услуги — таким образом, прямых транзакций с Ираном проходить не будет. Правда, механизм пока не готов, сроки не называются. По данным источников Financial Times, никто в Европе не хочет размещать SPV в своей юрисдикции из страха перед США. Тем не менее трансатлантический раскол налицо.
Наконец, четвертое: пока Иран готов придерживаться условий ядерной сделки, если Европа обеспечит возможность торговли в обход санкций. Хотя какого-либо доверия к Америке в Тегеране не осталось, заявил ранее в интервью CNN глава иранского МИД Мохаммад-Джавад Зариф:
«Я считаю, что США больны. И болезнь называется «зависимость от санкций». Мы думали, в США осознали, что санкции наносят урон экономике, но не приводят к политическим последствиям, на которые рассчитывает Вашингтон. Я считал, что они извлекли урок. К сожалению, я ошибался».
А какой урок следует извлечь Москве с точки зрения работы в условиях противостояния с США и санкций? Стоит ли в перспективе идти на компромисс с Западом ради снятия санкций, пусть даже они могут частично вернуться? Или, наоборот, теперь любые сделки с США дискредитированы, даже при том, что остальной мир Тегерану удалось привлечь на свою сторону?
Есть в этой истории и забавная составляющая, если в глобальном санкционном конфликте может быть что-то забавное. Трамп накануне возобновления санкций опубликовал свою фотографию со стилизованной надписью «Санкции близко» — как «Зима близко» из «Игры престолов». Ему ответил генерал-майор Корпуса стражей исламской революции Касем Сулеймани: тоже стилизованное фото «Я дам тебе отпор». На наших глазах разворачивается первое в истории ядерно-нефтяное противостояние с использованием сериальных мемасиков.