Глава МИД Германии предложил создать новую политику контроля за вооружениями
Новый режим необходим для сохранения мира в Европе, пишет Хайко Маас. Конец Договора о ракетах средней и меньшей дальности приведет к уничтожению одного из важнейших достижений политики разоружения, уверен министр
Читать на полной версииГлава МИД Германии Хайко Маас предложил создать новую политику контроля за вооружениями, которая «поможет сохранить мир в Европе». Статью немецкого министра опубликовала газета Der Spiegel.
«Общие интересы должны возобладать над всеобщим недоверием», — уверен Маас. В частности, он упомянул отказ России отвечать на обвинения в нарушении Договора о ракетах средней и меньшей дальности.
При этом глава МИД ФРГ обратился не только к Москве, но и к Вашингтону. В октябре президент США Дональд Трамп объявил, что США могут выйти из договора. «Конец ДРСМД приведет к уничтожению одного из важнейших достижений политики разоружения», — напомнил немецкий министр. По его словам, необходим обмен данными между США, Европой и Россией и изучение рисков, которые несут новые вооружения.
Голос ФРГ в этом вопросе важен, но не является определяющим, отмечает военный эксперт центра Военно-политической журналистики Борис Рожин:
Борис Рожин военный эксперт центра Военно-политической журналистики «В Германии пытаются действовать в рамках заявлений политического курса о том, что Германия должна сама влиять на политику безопасности на европейском континенте, а не только следовать в фарватере американской политики. Отсюда проистекают предложения о создании европейской армии, о модернизации целей и задач НАТО и, следовательно, о создании новой архитектуры европейской безопасности взамен разрушающейся на наших глазах системы договоров времен холодной войны. С другой стороны, эти заявления не подкреплены реальными возможностями Германии повлиять на ключевых игроков в сфере создания такого рода договоров, поскольку Германия сама не обладает теми типами оружия, на регламентацию которых она хочет влиять, соответственно, ее возможности в этом отношении сильно ограничены. Но это, скорее, можно расценивать как декларацию о намерениях, что Германия хочет играть большую роль, хочет на это влиять, но без предложения конкретных практических возможностей по реализации этих устремлений».
Судьба договора уже обсуждалась во время визита в Москву советника Дональда Трампа по нацбезопасности Джона Болтона. После его встречи с президентом Владимиром Путиным глава МИД Сергей Лавров заявил, что в США уже приняли решение о выходе из ДРСМД и оно будет формализовано в ближайшие месяцы. Уже поздно что-либо менять, говорит старший научный сотрудник Стокгольмского института исследования проблем мира Петр Топычканов:
Петр Топычканов старший научный сотрудник Стокгольмского института исследования проблем мира «Большое беспокойство вызвано очень вероятным концом Договора о ракетах средней и меньшей дальности, за которым может последовать появление ракет в обычном и ядерном оснащении на территории Европы. Мне бы хотелось думать, что я ошибаюсь и этот договор имеет какие-то шансы на выживание. Но заявления с нашей стороны, прозвучавшие после встречи с Джоном Болтоном, говорят о том, что Москве видится это так, что Вашингтон принял решение о выходе из договора. И сейчас это вопрос времени, когда этот договор умрет и каким образом».
1 ноября в правительстве Японии заявили, что Россия и США должны начать переговоры о выработке нового договора о ракетах средней и меньшей дальности. Японские политики убеждены в том, что в этот процесс должен быть вовлечен и Китай.
При этом, как отмечают американские политологи, Пекину заключение нового договора невыгодно, так как Китай уже активно разрабатывает гиперзвуковые ракеты, в том числе на экспорт. В США же серьезно обеспокоены милитаризацией Южно-Китайского моря, отчего, по мнению ряда экспертов, и выходят из ДРСМД, а вовсе не из-за России.