Симонов: заградительные пошлины — ружье, которое может выстрелить в любой момент
«Лукойл» меняет цены реализации продукции мелким оптом в регионах своей ответственности. Другие компании также сообщили о присоединении к соглашению по стабилизации рынка
Читать на полной версииОбновлено в 15:42
Оптовые цены на бензин и дизель зафиксировать на уровне июня до конца этого года. Потом до конца марта 2019 года придется индексировать цены не выше инфляции. Такое заявление сделал вице-премьер Дмитрий Козак по итогам совещания с нефтяниками — представителями «Роснефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза», «Газпрома», «Газпром нефти», «Татнефти», «Русснефти», ННК, Иркутской нефтяной компании и «Нового потока».
1 ноября компании должны были подписать правительственный план по стабилизации цен на топливо. В противном случае правительство обещает им заградительные экспортные пошлины.
Первые результаты договоренности правительства и нефтяников были таковы: крупнейшая частная нефтяная компания России заявила о снижении цен на бензин и другие нефтепродукты в мелком опте в рамках соглашения с правительством. «Лукойл» меняет цены реализации продукции мелким оптом в регионах своей ответственности.
Другие компании также сообщили о присоединении к
соглашению по стабилизации рынка топлива. Например, «Газпром нефть» заявила, что уже снизила цены в мелком опте на бензин и дизтопливо до 15%. Компания также сообщила, что выполняет все обязательства в рамках предыдущих договоренностей с правительством в полном объеме. «В частности, цены на топливо на АЗС сети «Газпром нефть» сохраняются на уровне мая 2018 года, и компания не планирует их изменять в ближайшее время», — отметили представители предприятия.
После подписания соглашения бензин начал дешеветь на бирже. Стоимость бензина Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) к 12:30 снизилась на 2,55% и составила 48 189 рублей за тонну, Аи-95 — на 5,16%, до уровня в 50 637 рублей. Кроме того, также подешевело зимнее дизельное топливо — на 2,06%, до 57 389 рублей.
Ситуацию Business FM обсудила с генеральным директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым:
— Почему, как вам кажется, от повышения акцизов с нового года все-таки не стали отказываться? Может быть, имело смысл?
— Мы посчитали, у нас доля налогов различных в литре бензина с 2012 года выросла до нынешнего года примерно с 65% примерно до 80%. То есть 80% — это налоги в том или ином виде в каждом литре. Вот ответ на ваш вопрос. Я уже сказал: если у вас доходы в бюджет формируются прежде всего за счет нефтегазового комплекса, при этом вы год за годом рассказываете про какую-то несырьевую наполняемость и при этом все всё видят на цифрах, ясно, почему отказались от идеи снижения. Потому что государство не может позволить в условиях выполнения «майского» указа, в условиях, когда президент поставил задачу собирать со всех деньги, где только можно найти, дать возможность еще и снизить акцизы на бензин. Конечно, этого не будет. На самом деле, государство все больше зарабатывает на дорогом топливе, это тоже надо иметь в виду. Это, кстати, тоже один из аргументов в пользу того, что цены со II квартала вполне могут быть повышены.
— Вроде бы снят сейчас вопрос с заградительными пошлинами, но забыли ли эту историю или еще вернется вопрос?
— Это ружье на стене, которое в любой момент может выстрелить. Мы же понимаем, что это есть как бы конец дискуссии, о которой мы говорили. То есть была такая игра в циферки, а потом государство просто говорит: «Ребята, мы уже даже в закон это внесли. Введем за один день, просто подпишем бумагу — и привет, введем эти заградительные пошлины». Вы же понимаете, что такое заградительные пошлины. Просто никто не запрещает экспорт, но фактически говорят: либо так, либо никак. Но по большому счету, если ситуация как-то будет выходить из-под контроля, их могут ввести. Но я уверен, что не будет выходить из-под контроля, потому что здесь есть приказ первого лица, он будет выполнен, безусловно. А вот что будет во II квартале с учетом того, что с 1 января заработает так называемая новая налоговая система и начнется ускорение налогового маневра, который прежде всего бьет по переработке, и как будет работать компенсирующий акциз, совершенно пока не ясно. Все это формирует очень серьезную зону неопределенности. Так что начало 2019 года с точки зрения отношений государства и нефтяников будет очень веселым.
Есть сомнения в том, что соглашение правительства с нефтяниками будет работать. Можно представить, что крупнейшие нефтяные компании продадут на внутреннем рынке топливо по низким ценам. Однако ничто не мешает купить это топливо и продать его за границу задорого — при отсутствии экспортной пошлины. Возможно ли такое? Рассуждает главный стратег ИК «Универ Капитал» Дмитрий Александров:
О последствиях, к которым может привести соглашение, рассуждает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:
Несмотря на соглашение с нефтяными компаниями о заморозке цен на моторное топливо до конца года, план по повышению акцизов с января остается в силе, заявил Дмитрий Козак. «Коврижек», по его словам, никто не получит.
«Либо вы соблюдаете цену независимо от экспортной альтернативы, либо мы вынуждены идти на крайнюю меру в виде введения заградительной пошлины, что крайне болезненно, потому что это в первую очередь ударит по нефтепереработке, в том числе независимой», — цитирует Козака РБК.