Гибель Хашогги как предлог для дипломатических маневров
Канцлер ФРГ Меркель выступила за приостановку продажи оружия Саудовской Аравии. Президент Франции Макрон также допустил санкции против Эр-Рияда. Кто проигрывает и выигрывает в сложившейся ситуации?
Читать на полной версииНапряженность подобного уровня с Саудовской Аравией возникает не впервые. Ровно год назад произошла достаточно странная история. После визита в Бейрут советника аятоллы Хаменеи и бывшего министра иностранных дел Ирана Али Акбара Велаяти премьер-министра Ливана Саада Харири пригласили в Эр-Рияд. Там он неожиданно объявил о своей отставке. Харири оставался в Саудовской Аравии две недели, а когда вернулся обратно, отменил свое обращение.
Естественно, у многих возникло подозрение, что заявление об отставке Харири сделал под давлением. Тем более что никому из глав иностранных миссий не удалось встретиться с ним в Эр-Рияде с глазу на глаз, только в присутствии охранников.
Максимум дипломатических усилий, чтобы спустить этот скандал на тормозах, тогда приложила Франция. При этом она далеко не главный партнер Эр-Рияда. Основной поставщик оружия (более 60%) в Саудовскую Аравию — США. Франция (1,38 млрд евро в 2017 году) находится лишь на четвертом месте (после Германии и Китая).
Сейчас из-за скандала с убийством обозревателя Washington Post Джамаля Хашогги самым проигравшим неожиданно оказался Израиль, который делал ставку на сотрудничество с тем, кого называют «арабским Сталиным» (наследником престола принцем Мохаммедом бин Салманом). Ну, и конечно, Турция, говорит политолог Аркадий Дубнов:
Аркадий Дубнов политолог «Очевидна перспектива усиления влияния Турции за счет весьма жесткого требования Эрдогана провести суд над обвиняемыми, причем не в Саудовской Аравии, а в Стамбуле, доставить туда 18 обвиняемых. Турция будет и дальше стремиться уменьшить авторитет Саудовской Аравии как центра суннитского ислама в сторону своего главенства в мировой исламской умме. В очень сложном положении, конечно, оказались Соединенные Штаты. Интересна, конечно, позиция России».
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков уже заявил, что нет оснований не верить объяснениям, которые дает саудовская королевская семья. Несколько парадоксальным образом ситуация с убийством Хашогги лишь упрочила положение принца Мохаммеда внутри страны. Король Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд принял решение о создании специальной комиссии, которая должна расследовать деятельность общей разведки, на которую возлагают ответственность за преступление. Возглавил эту комиссию именно принц Мохаммед. В результате под его контролем оказались все силовые структуры Саудовской Аравии.
То, что король Салман попытается назначить другого принца наследником престола, крайне маловероятно, считает профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач:
Григорий Косач профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ «В Саудовской Аравии действует закон о комитете по принесению клятвы. Согласно ему, король может инициировать выдвижение кандидатуры наследника престола, но эта инициатива должна быть в обязательном порядке утверждена членами комитета: представители всех фракций правящего семейства. В настоящее время я не вижу особых поводов отстранять от занимаемого им поста Мохаммеда бин Салмана».
«Подозреваемые в убийстве журналиста Джамаля Хашогги являются подданными королевства, судить их будут на родине» — такое заявление сделал глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр на конференции по безопасности в Бахрейне. При этом турецкая пресса сообщает, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган предоставил «необходимую информацию» о расследовании убийства Путину, Макрону и Меркель. Он также заявил, что его страна готова судить виновных в убийстве журналиста, если этого не сделает Эр-Рияд.