Свершилось. В Стамбуле пройдет саммит по Сирии с участием глав России, Турции, Германии и Франции
В этой ситуации Эрдоган выглядит настоящим победителем и заявляет о себе как о лидере мирового уровня. Может ли эта встреча стать вехой в сирийском конфликте? Почему ей может быть рад Трамп и недоволен Иран?
Читать на полной версииЧетырехсторонний саммит в Стамбуле — на берегах Босфора встречаются лидеры Германии, России, Турции и Франции. Официально заявлено, что встреча Ангелы Меркель, Владимира Путина, Реджепа Эрдогана и Эммануэля Макрона продлится всего два часа. Совсем немного, исходя из числа вопросов, связанных с Сирией.
Однако подготовка саммита была долгой и тщательной. И работали над ней сотни человек. В итоге то, что не так давно казалось маловероятным, свершилось. Встреча по Сирии состоится на территории страны, вовлеченной в конфликт, а не в Швейцарии или Казахстане. В этой ситуации Реджеп Эрдоган выглядит настоящим победителем и заявляет о себе как о лидере мирового уровня.
И это добавляется к тем очкам, которые он набрал в ходе скандала, связанного с исчезновением саудовского журналиста Джамала Хашогги. Эрдоган все последнее время ставит рекорды международной политики, признает профессор института стран Азии и Африки МГУ Владимир Исаев.
Весь Евросоюз вряд ли захочет принимать излишнее активное участие в сирийских делах. А вот Германия и Франция оказываются более чем заинтересованными сторонами. Одним из главных разделов переговоров наверняка будет вопрос, что делать с беженцами. Поскольку главный их поток стремится в Турцию, а через нее именно в Германию, в переговорах наверняка будут ставиться практические вопросы: каким образом сортировать беженцев, какие квоты даст Германия, а какие Франция.
Кроме того, не стоит забывать, что Париж с одной стороны имеет исторические связи с Сирией, а с другой — французские военные прямо сейчас продолжают принимать достаточно активное участие в действиях международной коалиции в регионе. Вероятно, поэтому на встречу не приехал Дональд Трамп, который, как пишет французская пресса, делегировал свои полномочия Эммануэлю Макрону. И наверняка он сделал это с чувством облегчения, считает востоковед Саид Гафуров.
Саид Гафуров востоковед «Вообще, он хочет уйти из Сирии максимально быстро. У него сейчас цель — сосредоточиться на Дальнем Востоке за счет Ближнего. Он, в принципе, очень рад тому, что ему удалось спихнуть на нас, то есть на наши три страны. Для него это праздник просто. В Америке сейчас официально уже объявлено, что главный враг больше не мы, главный враг больше не терроризм, а главный в их оборонительной доктрине теперь Китай. Из этого он исходит. Это хорошее решение для всех. Существует, наверное, неписаное, а, может быть, и писаное обязательство у Трампа, у европейцев перед мятежниками, и будут договариваться, как можно исправить ситуацию, не предавая своих друзей и гарантируя им безопасность и все остальное».
Один вопрос, однако, остается открытым. Это отсутствие на встрече иранской делегации. Тегеран, чьи силы, в том числе, спецназа Корпуса стражей Исламской революции принимали в последние годы активное, а часто решающее участие в наземных операциях на стороне сирийских правительственных войск, явно этим, мягко говоря, недоволен.
«Никто не может оставлять Иран в стороне вопросов, касающихся Сирии», — заявил официальный спикер иранского МИД Хуссейн Джабер Ансари. Неизвестно, удалось ли главе российского дипломатического ведомства убедить во время встречи в среду своих иранских коллег, что стамбульская встреча без представителей Ирана — это всего лишь тактический маневр.