Третий день главной новостью в Соединенных Штатах остаются посылки с самодельными взрывчатыми устройствами. Получают их исключительно известные люди и политики, связанные с Демократической партией.

Первая бомба была обнаружена на участке дома бывшего президента США Билла Клинтона и его супруги, экс-кандидата в президенты Хиллари Клинтон, в пригороде Нью-Йорка. Похожую посылку отправили по почте экс-президенту США Бараку Обаме. В понедельник пакет, похожий на бомбу, нашли в почтовом ящике дома миллиардера Джорджа Сороса. «Почтовые бомбы» получил актер Роберт Де Ниро, бывший вице-президент Джозеф Байден и нью-йоркское бюро телеканала CNN, известного своей антитрамповской редакционной политикой.

Взрывов, впрочем, не было, никто не пострадал. Какое влияние это окажется на политическую ситуацию в стране? Об этом рассуждает Георгий Бовт.

Рассылка почтовых бомб носит явно предвыборный характер. В Соединенных Штатах, бывало, убивали или покушались на президентов. Однако со времен Гражданской войны не припоминается, чтобы межпартийное ожесточение достигало таких масштабов, чтобы террор становился, хотя и опосредованно, средством межпартийной борьбы. Поскольку вопреки казавшейся незыблемой американской традиции сплачиваться перед лицом подобных угроз вне зависимости от партийной принадлежности каждый политический лагерь старается сейчас разыграть эту ситуацию самым циничным образом. Особенно усердствуют как раз демократы, они ведь как бы жертвы.

Самый популярный аргумент, звучащий в адрес Трампа: именно он посеял ненависть и рознь в обществе. Это ведь он не раз обвинял либеральную прессу в том, что она лжет и отравляет души простых американцев. Теперь она отвечает ему тем же, напоминая о его агрессивной риторике в адрес оппонентов и отдельных расовых и социальных групп населения. Хотя, строго говоря, в нынешней ситуации Трамп старается вести себя сдержанно, призывая нацию сплотиться и не допустить превращения террора в политический скандал.

Однако нация, похоже, не хочет сплачиваться именно вокруг Трампа. Раскол по партийной линии слишком глубок. Причем многие сторонники той и другой партии считают противоположный лагерь, по сути, «неправильными американцами». При всей присущей этой нации политкорректности люди, находящиеся в «недружеском партийном окружении», сегодня стесняются признаться в своих симпатиях, не совпадающих с местным большинством. Скажем, в академическом сообществе признание в симпатиях республиканцам может привести к профессиональной опале.

Недавний опрос, проведенный при участии отдела социальных исследований агентства The Associated Press, показал небывалую в последние десятилетия поляризацию общества, причем именно по партийной линии. 80% американцев считают, что нация расколота почти по всем вопросам базовых ценностей. Немногим меньше выражают крайнее неудовлетворение состоянием политической жизни в стране. Почти 60% американцев не одобряют деятельности Трампа как президента.

Хотя, по опросам других социологов, его рейтинг как раз сейчас достиг максимума за все время правления, перевалив за 50%. Почти 90% республиканцев от Трампа в восторге, такой же процент демократов его чуть ли не ненавидят. Половина граждан страны не услышала в ходе нынешней кампании перед промежуточными выборами в Конгресс США обсуждения никаких важных для себя и общества проблем и, главное, путей их решения. Две трети при этом недовольны тем, как идут дела в стране, лишь четверть удовлетворены этим. Сторонники республиканцев и демократов в качестве приоритетов развития Штатов называют совершенно разные, несовпадающие вещи.

Предвыборная борьба перед голосованием 6 ноября превратилась в политические войны разных уровней. Почти все прогнозы предсказывают, что демократы возьмут большинство в палате представителей. Нынешняя рассылка бомб, пожалуй, сыграет на руку мобилизации именно демократов. Республиканцы, скорее всего, удержат большинство в сенате. При расколотом конгрессе Трампу в ближайшие два года будет трудно, если вообще возможно, проводить в жизнь свою повестку. Основное внимание поглотят скандалы и взаимные обвинения. Места для компромиссов в американской политике остается все меньше.

Любопытно, что ровно за день до начала рассылки «почтовых бомб» респектабельная газета The New York Times, поддерживающая демократов, опубликовала короткий рассказ британского автора детективов Зо Шарпа под названием «Как это кончится». Автор фантазирует на тему убийства президента Трампа. Разумеется, убийца — российский секретный агент-камикадзе. Притом ему помогают агенты Секретной службы президента США. Цель: заставить Трампа замолчать навеки после разоблачительного доклада спецпрокурора Мюллера по делу о русском вмешательстве в выборы. Замолчать о том, как его завербовали и привели в Белый дом русские. Где тут нон-фикшн, а где политическая паранойя, разобрать становится все труднее.