Почему «Сталкер» Тарковского снова в кино? Отвечает Антон Долин
Главный редактор журнала «Искусство кино» — инициатор показа. Отреставрированный фильм-притча выходит на большие экраны российских городов
Читать на полной версии«Сталкер» Андрея Тарковского снова показывают в кино. Отреставрированную версию культового фильма-притчи могут посмотреть зрители десяти российских городов.
Фильм поставлен по роману братьев Стругацких «Пикник на обочине», который был радикально переработан в процессе написания сценария. Это фильм о вере в широком смысле этого слова, о том выборе, который совершает человек.
Почему «Сталкер»? Отвечает инициатор показа, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин:
«Мосфильм» реставрирует старые фильмы на свои деньги, поэтому идея показать «Сталкера» в кино — это еще и коммерческий шаг, говорит режиссер, гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров:
— Мы восстанавливаем, и это позволяет вернуть картинам, я бы сказал, даже новое качество, они очень по-современному выглядят и дорогостояще. Как известно, «Мосфильм» не получает бюджетных дотаций, поэтому это за свои средства делаем. Сейчас можно сказать, мы все картины Тарковского отреставрировали. Мы делаем порядка десяти картин в год от силы. Самая дорогая реставрация у нас была «Ивана Грозного», где-то 35-40 тысяч долларов, но по тому курсу, правда. Мы полгода ее делали. Однако «Сталкер», я думаю, попроще был, потому что все-таки картина 70-х годов, соответственно, меньшее количество времени на нее ушло, по-моему, около трех месяцев, и не было таких повреждений. Значит, я предполагаю, что она была дешевле.
— Сегодня «Сталкер» выходит в прокат. С чего все началось?
— Первоначально Антон просил нас помочь «Искусству кино», и мы давали картины отреставрированные, делали разовые показы, какие-то деньги на этом зарабатывали, которые шли на поддержку журнала. Но потом мы договорились о том, что это будет все-таки коммерческий прокат: и они будут, и мы будем какие-то средства получать.
Может быть, «Сталкер» и привлечет внимание, но вряд ли проект такого кино «не для всех» будет успешным, сомневается киновед, кинокритик Александр Шпагин:
Александр Шпагин киновед, кинокритик «Если бы меня спросили, какой [фильм] бы я порекомендовал, наверное, «Сталкер» пришел бы в первую очередь мне на ум, потому что это действительно картина, которая, может быть, единственная из фильмов Тарковского морально не устарела. «Сталкер» — чистый арт-хаус, именно для продвинутой аудитории. Я, честно говоря, думал, что и «Солярис» не устарел морально, нет, устарел, к сожалению. Я его показывал студентам своим, он им кажется слишком скучным. Они не чувствуют его магии, может быть, потому, что они смотрят на видео, а на видео, естественно, эта магия несколько уплощается, уходит. Скорее всего, ничего не получится. Но если вдруг случится чудо, тогда после «Сталкера» можно будет выпустить еще какие-то где-то советские картины для такой же продвинутой аудитории. Я делаю подобные показы, в основном, конечно, у меня ходит старая публика туда. Можно ли приучить будет молодое поколение через «Сталкера»? Мне это представляется все несколько утопичным все равно. Потому что любая молодая аудитория, если она интересуется этим, а есть целые клубы по интересам, в интернете, где смотрят старое кино, обсуждают, маловероятно, что она попрется в кинотеатр смотреть это. Они уже и так это видели, они и так это уже прочувствовали. Хотя, конечно, да, «Сталкер» на экране смотрится лучше, как все магическое».
Первый закрытый показ фильма «Сталкер» состоялся 25 мая 1979 года, а премьера в московском кинотеатре «Мир» — практически через год. По стране было разослано всего 196 копий картины. Отзывы о фильме в прессе появились только в 1981 году после успеха «Сталкера» в Каннах.
Производство фильма заняло около трех лет, а его производственный бюджет превысил миллион рублей. Картина снималась трижды с разными художниками и операторами, в том числе и потому, что первый вариант фильма был фактически полностью утрачен при проявке пленки.