Как получить страховую пенсию, если не хватает трудового стажа?
По итогам прошлого года не заработали на страховую пенсию более 13 тысяч граждан — это примерно 0,7% от общего числа пенсионеров. Как купить недостающий стаж? На этот и другие вопросы в интервью Business FM ответил председатель правления Пенсионного фонда Антон Дроздов
Читать на полной версииВ этом году минимальные требования по стажу составляют девять лет, и в дальнейшем они будут увеличиваться. К 2024 году необходимы будет уже 15 лет стажа.
Если граждане не имеют необходимого минимума, то для того, чтобы получать пенсию, должны продолжать работать либо в соответствии с законом имеют право внести определенную сумму. Рассчитывается она исходя из текущего размера МРОТ в 11 163 рубля. Нужно два МРОТ умножить на 26%, а затем на 12 месяцев. Таким образом, гражданин в этом году должен заплатить 59 211 рублей, чтобы получать в год 72 тысячи.
Предложение относительно выгодное, но большинство предпочитают поработать, говорит председатель правления Пенсионного фонда Антон Дроздов:
— Выбирают, как правило, доработать необходимое количество лет. И я хотел бы отметить, что примерно 60% пенсионеров по достижении общеустановленного возраста работают. Но здесь мы считаем возраст не только 55-60, а ряд категорий имеют более льготный возраст выхода на пенсию. Например, если брать врачей, учителей, среди этих категорий работают 80% после получения права на пенсию.
— В этой цифре 0,7%, у которых в трудовой книжке не набралось необходимого стажа и коэффициентов, сказывается фактор 90-х годов?
— В 90-е годы индивидуальные предприниматели, если у них не было прибыли, имели право не отчислять взносы. Для них есть такая опция по покупке стажа. Но сейчас мы уже не видим таких проблем, поскольку все-таки уже достаточно времени прошло.
Еще одна важная тема — администрирование взносов в ПФР. Эта функция перешла от Пенсионного фонда к Федеральной налоговой службе. Индивидуальные предприниматели и руководители малых предприятий столкнулись с тем, что у них блокировали счета из-за задолженности по пенсионным взносам. Это стало просто катастрофой — в результате предприниматели оставались без денег.
Проблема в том, что данные не приходили из ПФР в налоговую, предприниматель просил справку о том, что он все заплатил, а ему ее не давали, объясняя это тем, что могут передать данные только в установленный срок в электронном виде. Сейчас эту проблему удалось решить, рассказал предправления ПФР Антон Дроздов:
«Системной проблема, наверное, была все-таки в прошлом году. В этом году по состоянию на 1 июля мы завершили все передачи с налоговой службой в электронном виде. И сейчас могут существовать только единичные случаи, когда налоговая служба просто обращается к нам, чтобы мы уточнили какую-то историю. Но массовых случаев быть не должно. Если в прошлом году у нас таких жалоб были тысячи, то в этом году — десятки. Количество жалоб сократилось в разы».
Правда, все равно получилось, что при нестыковке в реформах госорганов расплачивается ни в чем не повинный предприниматель.
Из других нововведений — переход на электронную трудовую книжку. Система должна заработать к 2020 году. В электронной книжке будет отражена дополнительная информация о перемещениях человека, о его должности, каких-то дополнительных трудовых условиях. Все данные будут храниться в Пенсионном фонде. Персональный ключ к этим данным будет лично у гражданина, и только с его разрешения кадровик сможет получить к ним доступ. Иных способов проверить, соответствует ли резюме записям в трудовой, не будет, то есть это уже личное дело каждого гражданина.