В Таганском районе обнаружены остатки ночлежки XIX века
Дом был построен на Гончарной набережной по заказу мецената Константина Морозова. В ходе прокладки труб найдены фрагменты системы калориферного отопления, изразцы и две копейки
Читать на полной версииОбновлено 20 октября в 14:23
При прокладке инженерных коммуникаций в районе Гончарной набережной в Москве были найдены части корпуса первой благотворительной ночлежки, построенной в XIX веке по заказу купца и мецената Константина Морозова. Об этом сообщается на официальном сайте мэрии.
Самая ценная находка — подвал здания с фрагментом калориферной печи (для тех времен новаторское инженерное сооружение, ставшее прототипом современных систем отопления). На полу отлично сохранилась узорчатая керамическая плитка, которую привезли Морозову из Польши.
Учитывая, что это первый и единственный ночлежный дом для неимущих в Москве до начала XX века, очень ценная находка. Возможно, раскопки там продолжатся, говорит заместитель руководителя департамента культурного наследия Москвы, главный археолог Леонид Кондрашев:
— Речь идет о так называемых спасательных археологических работах. В районе Гончарной набережной закладывалась теплосеть. Поскольку это один из интереснейших объектов Москвы, археологи наблюдали за этой технической траншеей, в одном из мест увидели, что борт траншеи уходит в объект, оказавшийся устьем калориферной печи. В 1879 купец Константин Васильевич Морозов построил здесь ночлежный дом. Вначале ночлег предоставлялся бесплатно. Такой крупный дом, что за 1911 год около 500 тысяч человек переночевали здесь. Чтобы зимой эффективней отапливать это помещение, была сделана печь, топилась она в подвале, по каналам теплый воздух расходился по помещениям. Достаточно интересное отопительное сооружение XIX века. Устье этой калориферной печи было обнаружено. В подвале пол был выложен плиткой, которая производилась в Польше. В середине XX века этот дом был снесен, поэтому сверху были обнаружены разные находки: медные монеты, флаконы из-под чернил, винные бутылки, печные изразцы. Все, что относится к поздним периодам бытования Москвы.
— Какая судьба ждет эти находки?
— Земляные работы проводиться не будут. Остатки ночлежки будут нанесены на электронную археологическую карту, в базу данных. Археологи будут знать, что там есть такой объект, будет приниматься решение. Если потребуется, она будет раскопана, изучена и сохранена, если не потребуется, будет законсервирована под землей.
— Соответственно, коммуникации, которые прокладывали, пойдут в обход.
— Да. Так, в общем-то, здесь и получилось, что коммуникации обходят этот объект.
Теплотрасса теперь пойдет в обход этой находки, а обнаруженные предметы старины отправятся в столичные музеи. Среди них, в частности, бутылка от вина и медная монета номиналом две копейки (их чеканил в годы правления Николая II Санкт-Петербургский монетный двор). На две копейки в конце позапрошлого века в Москве можно было купить пирожок, тарелку каши или даже кусок студня.
Наверняка эти предметы принадлежали постояльцам ночлежки, а люди это были непростые, рассказывает экскурсовод, историк и архивист Михаил Федоров:
Михаил Федоров экскурсовод, историк, архивист «Возьмем такой московский криминальный район, как Хитровский рынок, Хитровская биржа. Это место обитания бродяг, голодранцев, людей, которые бежали с каторги и находили свой приют в подвалах этого московского района. Гончарная набережная находится совсем рядом. В результате раскопок там были найдены фрагменты подвалов, где ютились эти криминальные элементы, которые наводняли Москву. Они там жили, скрывались от полицейских чинов. Хотя полицейские часто их знали. Это находится рядом с Хитровской площадью, Хитровским рынком. То есть можно сделать предположение, что на Гончарной набережной жили люди, скажем так, не имеющие никакой профессии, которые занимались лихим промыслом, грабили извозчиков, купцов».
После изучения части дома ночлежки будут законсервированы. Место раскопок нанесут на археологическую карту. Любые другие работы, кроме археологических, там будут запрещены.