Четыреста свидетелей защиты в деле Кирилла Серебренникова
Суд отказался вернуть прокурору дело «Седьмой студии», а также смягчить меру пресечения двум из четырех фигурантов, включая Кирилла Серебренникова. Рассмотрение по существу начнется 25 октября. Защита намерена вызвать в суд 400 свидетелей
Читать на полной версииВ Мещанском суде Москве прошло предварительное слушание по так называемому делу «Седьмой студии» о хищении 133 млн рублей бюджетных средств, главным фигурантом которого является режиссер Кирилл Серебренников. Адвокаты подсудимых заявили о невозможности слушать дело по существу и ходатайствовали о возвращении его прокурору. Но суд просьбу отклонил, назначив разбирательство на 25 октября. Защита пообещала привести в суд около 400 свидетелей — всех участников проекта «Платформа», в ходе которого, по версии следствия, имели место хищения.
Заседание в новом здании Мещанского суда заняло весь день и не вызвало ажиотажа. Помня наплыв представителей театральной общественности во время продлений домашнего ареста Серебренникову, правоохранители решили перестраховаться. К суду пригнали автобус с бойцами отдельного батальона ППС по ЮЗАО, а в усиление приставам Мещанского суда делегировали наиболее опытных коллег из Басманного суда столицы.
Однако все это оказалась напрасным: ни одного известного лица ни внутри, ни снаружи здания не наблюдалось. Находящийся под домашним арестом Кирилл Серебренников очень быстро проскочил мимо ожидавших его репортеров, причем ко входу он подошел не с главной улицы, а по тропинке, таким образом обхитрив журналистов.
47 свидетелей обвинения против 400 свидетелей защиты
Слушание прошло в закрытом режиме, поскольку относится к подготовительной части процесса. На то, чтобы заявить ходатайства и высказаться по ним, сторонам потребовалось 3,5 часа. Примерно столько же времени ушло у судьи Ирины Аккуратовой, чтоб вынести и огласить свое постановление.
Ключевым вопросом стало ходатайство защиты о возращении дела прокурору. Адвокаты утверждали, что при составлении обвинительного заключения был допущен ряд серьезных нарушений, препятствующих рассмотрению дела. «В обвинительном заключении следствие ссылается на показания свидетелей, которых не включило в список лиц, подлежащих вызову в суд. Это одно из весомых оснований, препятствующих рассмотрению дела по существу, так как суду предлагают ориентироваться лишь на протоколы их допросов», — заявила Business FM защитница Кирилла Серебренникова Рената Литвина.
Она рассказала, что адвокаты фигурантов на следствии ходатайствовали о вызове в суд для допроса 400 свидетелей защиты. Однако в список свидетелей обвинение включило лишь 47 человек. Другой защитник Серебренникова Дмитрий Харитонов сказал, что в ходе предварительного слушания защита повторно ходатайствовала о вызове 400 свидетелей — всех участников проекта «Платформа».
Поскольку у трех из четырех подсудимых — Кирилла Серебренникова, Юрия Итина и Софьи Апфельбаум — 19 октября истекал срок домашнего ареста, прокуроры просили продлить его на полгода, то есть на период судебного разбирательства. Алексею Малобродскому, который ранее провел в СИЗО 11 месяцев и вышел под подписку о невыезде в мае 2018 года, гособвинители предложили не менять меру пресечения.
Защита, в свою очередь, высказалась за отмену домашнего ареста Серебренникова, Итина и Апфельбаум. Как сообщил Дмитрий Харитонов, адвокаты Серебренникова и Итина просили избрать им меру пресечения, не связанную с ограничением свободы — подписку о невыезде или запрет определенных действий. «Главное, чтобы люди, которые не представляют никакой социальной опасности, могли по меньшей мере работать», — объяснил он просьбу. А на вопрос репортеров о том, как вели себя подсудимые, лишь отшутился: «Как всегда, великолепно».
Новая мера пресечения — запрет определенных действий — это фактически более легкая версия домашнего ареста, она появилась в УК этим летом. Она не предполагает ношение электронного браслета.
В то же время защитница Софьи Апфельбаум Ирина Поверинова сказала, что не просила никакой альтернативы в случае отмены домашнего ареста. «Моя подзащитная невиновна, почему она должна сидеть дома или подвергаться каким-то ограничениям?» — сказала Business FM адвокат.
Оценив аргументы сторон, судья отклонила все ходатайства защиты, равно как и просьбу о смягчении меры пресечения фигурантам. Срок домашнего ареста Серебренникову, Итину и Апфельбаум она продлила до 4 апреля 2019 года, а Малобродского оставила под подпиской о невыезде, озвучив свое решение ближе к шести вечера.
Отношение к обвинению
Рассмотрение же дела по существу Ирина Аккуратова назначила на 25 октября в 14:00 в открытом режиме. Ожидается, что в этот день прокуроры озвучат фабулу обвинительного заключения, а подсудимые выскажут свое отношение к нему.
Защитники воздержались от прогнозов относительно того, сколько времени может занять процесс. «Когда настанет очередь защиты представлять доказательства, мы будем просить всех участников «Платформы» — а это 400 человек — прийти в суд и дать показания, рассказать, что они участвовали в этом проекте, что они для него делали и какие деньги за это получали», — пообещал Дмитрий Харитонов.
Громкое дело о хищении бюджетных средств было возбуждено 15 мая 2017 года. Его фигурантами стали шесть человек: создатель «Седьмой студии», худрук театра «Гоголь-центр» Кирилл Серебренников, бывший гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин, экс-генпродюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский, бывший главный бухгалтер этой фирмы Нина Масляева, бывшая чиновница Минкультуры, а ныне директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум и еще один экс-генпродюсер «Седьмой студии» Екатерина Воронова. Последняя скрылась от следствия и объявлена в розыск.
Всем вменяется мошенничество в особо крупном размере в составе организованной группы (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, хищение имело место в 2011-2014 годах. Для кражи бюджетных денег использовалась созданная Серебренниковым автономная некоммерческая организация (АНО) «Седьмая студия». Из 214 млн рублей, выделенных из бюджета на популяризацию современного искусства России в рамках проекта «Платформа», было украдено 133 млн рублей, гласит обвинение. Следствие установило, что данные о количестве и стоимости проводимых мероприятий завышались, а в Минкультуры предоставлялась недостоверная отчетность.
Большинство фигурантов вину отрицают. Правда, Нина Масляева признала вину, заключила сделку со следствием и дала показания на своих бывших коллег. Ее дело выделили в отдельное производство. Судя по всему, ее будут судить позже остальных, после того, как она выступит на процессе по делу Серебренникова.
Сам режиссер на протяжении всего следствия утверждал, что не ведал финансами, а отвечал лишь за художественную часть проекта. Впрочем, в июле он признался, что обналичивание бюджетных средств имело место, но делалось лишь для того, чтобы минимизировать налоги. Средства уходили на реквизит, гонорары и зарплату сотрудникам.