Обновлено в 16:27

Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС провел исследование в Ивановской, Свердловской и Новосибирской областях, согласно которому менее половины (44,3%) работающей неофициально молодежи хотят официального трудоустройства. Об этом пишет РБК.

Конкретно эти регионы были выбраны из-за их различного социально-экономического положения, говорят исследователи. 25,4% молодежи, работающей всерую, заявили, что возможности устроиться на работу официально не было. 17,1% опрошенных сообщили о нежелании работодателя устраивать их вбелую, 32,9% — об обоюдном нежелании их и работодателя.

Business FM спросил у работающих без официального трудоустройства, в чем причины такого выбора. Вот что сказала пиарщица Юлия:

«Сейчас многие компании хотят продвигаться на рынке. Обычно у стартапов небольшие бюджеты (10-30 тысяч в месяц). Некоторые предлагают социальное трудоустройство, но в таком случае уходит более 40% налогов, с 10 тысяч рублей я буду получать пять с чем-то, мне это неинтересно. Многие сами являются индивидуальными предпринимателями, им нужно набирать лишних сотрудников, платить какие-то проценты, напрягать лишний раз бухгалтера. Я раньше была устроена официально, но когда увидела, какой могла бы быть моя зарплата, если бы это было неофициально, поняла, что мне выгоднее работать всерую. Конечно, на будущее я планирую открыть ИП, но пока нет больших бюджетов, нет необходимости этим заниматься».

Мария работала неофициально администратором в киношколе. Поначалу ее все устраивало, но спустя год она уволилась и нашла работу, уже по договору:

«Я особо не задумывалась над тем, хочу оформляться или нет, это было не первостепенно, просто хотела найти работу и получать деньги. О пенсии и обо всем остальном я не задумывалась, график работы был легкий, не нужно было появляться в офисе, работала удаленно, делала расписание для людей, которые будут ходить в киношколу. Я не подписывала никаких бумаг, расписок у нас не было, все на словах. Я уволилась недавно, потому что не были прописаны конкретно мои обязанности, пул все время расширялся, меня это немного напрягало, зарплата не увеличивалась».

Тенденцию на неформальную занятость молодежи объяснила заместитель генерального директора по корпоративному обучению кадрового холдинга «Анкор» Татьяна Ваньчкова:

— Если говорить про студентов (кто только закончил учебные заведения), во-первых, они либо уже успели разочароваться в процессе, либо, возможно, не хотят, чтобы в трудовой книжке появилось что-то похожее на «продавец-консультант» или «ассистент». То, что потом может каким-то образом исказить их трудовой путь. Соответственно, все больше людей разочаровываются в нашей системе. Если говорить про компании, здесь играет скорее тренд гибкой занятости.

— Это региональная тенденция или везде так?

— Везде так. Возможно, в регионах чуть ярче в последнее время проявляется эта тенденция. В Москве это происходит уже давно.

Сотрудница ивент-агентства Светлана рассказала Business FM, что работодатель оформил ее официально, но предупредил о зарплате:

— Я работаю ивент-менеджером. Изначально, когда пришла на собеседование в компанию, сказала, что хочу работать только по ТК. Ранее у меня не было опыта работы по трудовой книжке. Сказали, что готовы оформить меня по трудовому законодательству, но, к сожалению, только с определенной зарплатой. Я согласилась. Плюс мне очень нравится работать в этой компании.

— А официальная часть зарплаты сильно отличается от «серой»?

— Нет, 50 на 50.

Большая часть из неофициально трудоустроенной молодежи — те, кто только что окончил школу, около трети имеют среднее профессиональное образование и почти четверть окончили вузы.