Зачем нужен российский спортивный арбитраж?
В России может заработать национальный спортивный арбитраж. Предполагается, что он станет альтернативой спортивного суда в Лозанне
Читать на полной версииСейчас именно суд в Лозанне — конечная инстанция для рассмотрения большинства споров в российском спорте. Это споры по контрактам, переходам из клуба в клуб, дисквалификациям, в том числе из-за допинга. И то, что для решения этих споров нужно ехать в Швейцарию, плохо и для спортсменов, и для клубов и федераций.
Это очень дорого и просто невозможно, если спортсмен не владеет языком, рассказывает спортивный юрист Артем Пацев:
Артем Пацев спортивный юрист «Почти во всех делах «русадовских», когда спортсмен привлекается к ответственности, спортсмены просто не идут обжаловать эти решения дальше. Останавливает дороговизна и длительность, и малая с точки зрения спортсмена эффективность этих судебных разбирательств, потому что они даже не понимают, как им донести до СAS (Спортивный арбитраж в Лозанне — Business FM) свою позицию, если они не говорят по-английски. Любые споры, когда спортсмен не обладает 40 000 франков, не доходят до CAS».
Еще один большой минус — в том, что Лозаннский арбитражный суд при рассмотрении дел, касающихся российского спорта, может применить законодательство Швейцарии, продолжает главный юрист Российского футбольного союза Денис Рогачёв:
Денис Рогачёв главный юрист Российского футбольного союза «Лозаннский суд, анализируя конкретный спор, может сказать: «А вот вы знаете, для того, чтобы мы поняли, какой принцип применить здесь, мы будем ориентироваться на швейцарский кодекс. Гражданский, например». И применяют его в деле, хотя стороны находятся в России и знать не знают соответствующее гражданское законодательство Швейцарии».
Российский спортивный арбитраж решил бы все эти проблемы законодательства, языка и стоимости. С 2003-го по 2017 год такой третейский суд работал и рассмотрел почти три сотни дел, связанных с допуском к соревнованиям, с контрактами и переходами игроков, управлением спортивными федерациями.
В 2016 году произошла реформа третейского разбирательства, а в закон «О спорте» была внесена глава об арбитраже — это стало основой для реформирования российского Спортивного арбитражного суда. О преимуществах такого рассмотрения споров рассказывает глава правового управления Олимпийского комитета России Александра Бриллиантова:
Александра Бриллиантова глава правового управления Олимпийского комитета России «В первую очередь, это оперативность, возможность быстро и качественно с применением специальных норм регламентов национальных федераций, правил видов спорта, регламентов международных федераций, рассмотреть возникший спор, учитывая, что такое может возникнуть в любой момент. Завтра соревнования, а поступило требование заявки спортсмена на эти соревнования или отказ в удовлетворении заявки. Ему завтра выходить на поле или не выходить, в составе этого клуба или в составе другой команды».
Возьмем контракты Кокорина и Мамаева с «Зенитом» и «Краснодаром». Если бы сейчас решение по их потенциальному конфликту приняла палата РФС по разрешению споров, то дальше это могло бы быть обжаловано в Лозаннском суде. Если бы российский спортивный арбитраж уже работал, теоретически стороны могли бы обратиться туда.
Пока документы, касающиеся этой альтернативы Лозанны, практически готовы к подаче в Минюст. На получение разрешения для работы суда может потребоваться несколько месяцев.