Платформа для искусственного интеллекта
Huawei рассчитывает стать поставщиком законченных вертикально интегрированных решений
Читать на полной версииОни будут строиться на базе искусственного интеллекта, от процессоров до программных библиотек.
Ромб или пирамида
Эрик Сюй, нынешний глава Huawei (в компании принята система, по которой пост CEO поочередно занимают несколько членов совета директоров), ведет отсчет технологии искусственного интеллекта с 1956 года, когда концепция была представлена профессором математики Дортмундского колледжа Джоном Маккарти. За прошедшие 60 лет человечество пережило две «зимы искусственного интеллекта», когда интерес исследователей и общества к теме существенно снижался, прежде всего из-за неготовности IT того времени обеспечить необходимые вычислительные мощности. Открывая конференцию Huawei Connect в Шанхае, которая в этом году называлась Activate Intelligence, нынешнее состояние технологии глава компании охарактеризовал как «весну»: «Мы близки к тому, чтобы начать пожинать плоды развития искусственного интеллекта». Но прежде чем наступит время «технологической жатвы», обществу предстоит пройти этап адаптации к переменам, которые несет внедрение ИИ. По оценкам Huawei, мы — под «мы» следует понимать человечество — находимся в начале этапа «столкновения общества и ИИ», который может быть болезненным. По словам Эрика Сюя, «внедрение технологий на базе ИИ потребует огромного числа специалистов по анализу и обработке данных, но число новых рабочих мест будет намного меньше позиций, связанных с рутинными, повторяющимися операциями, которые вместо человека возьмет на себя ИИ».
Традиционная кадровая структура бизнеса имеет форму пирамиды, которая опирается на большое число рядовых сотрудников и завершается первым лицом компании. В мире, к которому обществу предстоит привыкнуть, она будет иметь форму ромба. В ближайшем будущем компаниям потребуется совсем небольшое число линейного, технического персонала. Чем сложнее уровень задач, тем больше число сотрудников. Изменения почти не коснутся среднего и старшего менеджмента, которые будут использовать ИИ как вспомогательную технологию.
Три слагаемых ИИ
«Для создания эффективных коммерческих приложений на базе ИИ необходимо развитие трех технологий: собственно ИИ, BigData и облачных вычислений». Сюй не назвал четвертую — железо: хранилища данных, серверы, сетевое оборудование и процессоры. Стратегия Huawei, которую компания представила на конференции, — стать поставщиком законченных ИИ-решений, от процессоров до программных библиотек. В планах компании производство линейки специализированных процессоров для обработки задач ИИ. Процессоры семейства Ascend будут ставиться в «умные вещи», носимые устройства, лэптопы. Старшие Ascend 910 предназначены для создания облачных суперкластеров с рекордной производительностью. Способность взять ответственность за все части решения в компании считают ключевым конкурентным преимуществом.
На таких же принципах строится стратегия продвижения облачных сервисов. Huawei, которая за пределами Китая мало известна как провайдер облачных услуг, планирует конкурировать с Google, Amazon и Microsoft. В дополнение к серверам и хранилищам данных компания готова предлагать своим клиентам набор библиотек на основе технологий ИИ: машинный перевод, распознавание речи, распознавание образов и поиск по картинкам. По словам генерального директора 3data (российского партнера Huawei по продвижению облачных сервисов) Ильи Хала, компания опирается на пакет разработок, уже использующихся в Китае, и из него они выбирают для локализации технологии, на которые появляется спрос в России. Перенос и адаптация одной библиотеки занимает от двух недель.
Новые надежды
В Китае технологии ИИ активно используются в полиции, городском управлении, на производстве. Перспективное направление — оснащение интеллектуальными функциями конечных устройств, которым для принятия базовых решений не требуется связь с облаком. При прохождении сотрудником турникета умная камера определяет, есть ли на нем защитная каска. Если каски нет, сотрудник не будет пропущен. Системы анализа агрессивного поведения помогают бороться с уличной преступностью. Если одна из камер слежения (они в Шанхае расположены через каждые 20-30 метров) фиксирует проявление агрессии, она передает сигнал патрульным службам. Те же камеры позволят отследить передвижение потенциального преступника.
Сразу несколько партнеров Huawei показали на конференции магазины без продавцов, близкие по функциональности к Amazon Go. Система камер отслеживает поведение покупателя в магазине самообслуживания и вносит в счет все взятые с полок продукты. Попытка шоплифтинга не удалась. После выхода автора за турникет в пришедшем на смартфон счете были и «похищенные» чипсы. Пока узким местом остается обучение нейронной сети распознаванию товарных позиций. Оно занимает от пяти до десяти минут. При большом ассортименте это может стать проблемой.
По словам генерального директора компании Huawei в России господина У, «компания уже использует ИИ на уровне внутренних систем управления и эксплуатации сети, а также при установке базовых станций. В центре управления сетями более 90% проблем решается без вмешательства человека. Продвижение в России решений на базе технологий ИИ является одним из приоритетов российского офиса Huawei».