Обнальная машина. В новых схемах появились автосалоны и рынки
Обналичиванием денег занялись торговые компании. ЦБ велел банкам следить за их платежами и при малейших подозрениях блокировать. Какие появились новые схемы обналичивания и как они работают?
Читать на полной версииДля обналичивания денег вместо банков предприниматели, по данным «Ведомостей», стали активно использовать строительные компании, магазины, оптово-розничные рынки, автосалоны и логистические центры. Для них продажа наличных, как правило, является побочным, но при этом весьма прибыльным бизнесом.
Business FM позвонила по первому попавшемуся в поисковике по запросу «обналичить деньги» телефону. Контора оказалась в Перми. Попросили обналичить 2 млн рублей. Как выяснилось, получить вместо безнала кэш сейчас обойдется в 12% от суммы:
— Разом такими большими суммами не получится, надо небольшими суммами. Допустим, 500-600 тысяч отправили, через день принимаем на действующую нормальную фирму, потом дальше.
— За что выставляете счета?
— Нам было бы удобно, если бы за ГСМ отправляли, если нет, то можно за строительные работы, строительные материалы, транспортные услуги. Если вы сюда приедете, будете отправлять, мы вам здесь будем делать, а потом уже со временем, если доставлять надо в Москву, можем доставлять.
— К вам никогда вопросов не было, пока вы всем этим делом занимаетесь? Сейчас же Центробанк лютует...
— Бывают проблемы, конкретно у нашей фирмы не было.
В отдельную строку можно выделить обналичку через автодилеров. Схема весьма проста: покупаешь по безналу машину, затем сдаешь ее в trade-in и получаешь кэш. Тоже теряешь, конечно, зато все легально, говорит бывший обнальщик, который сам отсидел, директор Crime Finance Евгений Виноградов:
Евгений Виноградов директор Crime Finance «С каждым разом все сложнее и сложнее, но, кстати, автомобильные схемы в последнее время достаточно легкие относительно других, потому что машина — вещь контролируемая, она всегда на виду, у нее есть документы, есть сама машина. Очень трудно сказать, что она используется для каких-то сомнительных операций. Всегда найдется человек, который скажет: да, это моя машина, я ее продаю или покупаю. И очень трудно доказать обратное, потому что машина в наличии есть. Выявить их сложно, потому что надо, чтобы человек, кто эту машину продавал, потом обратно сдавал, все это подтвердил, но это очень сложно. Поэтому эти схемы все видят, но выявить и доказать очень сложно».
Главное тут — не промахнуться с моделью машины. Чем она дороже, тем больше теряет денег, как только выезжает из салона. Как выяснили специалисты виртуальной торговой площадки «Юла», проанализировав динамику цен на подержанные автомобили, самой устойчивой к удешевлению оказалась Nissan Almera: за год она теряет все те же 12%. На втором месте Renault Megane и Mitsubishi Lancer — падение в цене на 13%. Если сдать в trade-in через пару недель, то можно еще и сэкономить, ничем не рискуя.
При этом сами дилеры тут ни при чем. Они не обязаны следить за тем, что кто-то таким образом обналичивает деньги, тем более что эта операция, в отличие от первой, не нарушает действующее законодательство.