Павел Моряков: «При строительстве дома высотой 27 этажей экономия за счет алюминиевой проводки составит 6 млн рублей»
Генеральный директор группы компаний «Москабельмет» Павел Моряков рассказал, когда в российских домах появятся новые кабели из алюминиевых сплавов, почему они лучше традиционных материалов и сколько на них можно сэкономить
Читать на полной версииПо его словам, такой кабель, в отличие от медного провода, защищен от подделки.
Минстрой разрешил применение проводки из алюминиевых сплавов. Во всем мире алюминий давно используется, а в России только завершается создание нормативной базы, чтобы его применять. Почему так произошло?
Павел Моряков: Вы сделали абсолютно правильный акцент на том, что это именно сплавы. Во всем мире применяется именно сплав для производства бытовых проводов, которые используются для подключения квартир и разводки внутри них. В России некоторое время назад запретили провода именно из простого алюминия. У них действительно были отрицательные стороны: они быстро выходили из строя, была электротехническая коррозия, они быстро ломались. Использование же сплава — это путь современного мира, то есть это сплав, который позволяет получить свойства, полностью идентичные медному кабелю. Это и изгибы: пятнадцать раз он изгибается, это защита от электротехнической коррозии. Такой кабель просуществует 15-25 лет в эксплуатации. Что касается срока внедрения, то он составляет порядка пяти лет: это не то что щелкнули пальцами — и Минстрой подписал указ. Нет, это не так. Сначала были работы, которые велись с Всероссийским научно-исследовательским институтом кабельной промышленности. Конечно, в них также принимал участие ВНИИПО МЧС. И именно эта научно-исследовательская работа подтвердила все свойства кабеля, и тогда государство приняло решение о возврате кабелей с алюминиевым сплавом при строительстве жилых домов.
Это очень важно: сейчас, когда Минстрой разрешил их внедрение, появились голоса о том, что это «Русал» себе еще одну преференцию выпросил.
Павел Моряков: Мы с «Русалом» хоть и взаимодействуем, но здесь мы как производители делаем опытные ордеры. Мы взяли этот сплав, посмотрели, как он себя ведет, и отдали его на сертификацию пожаробезопасности. Перед этим мы провели все необходимые испытания, чтобы потребитель был доволен и у него не было никаких проблем, возгораний, чтобы всегда можно было спокойно включить чайник, второй чайник и при этом не закоротило квартиру. Поэтому мы провели весь комплекс испытаний и удостоверились, что провод из алюминиевых сплавов полностью идентичен кабелю с медными жилами. Поэтому я не думаю, что это какое-то лобби «Русала» на фоне санкций. Эта работа началась в 2013 году, был взят опыт Китая, Европы и Америки.
Какой там еще металл используется?
Павел Моряков: Главное отличие от простого алюминия — это повышенная добавка железа и меди.
Вы говорили о технических характеристиках. Всех в первую очередь интересует пожаробезопасность.
Павел Моряков: Пожаробезопасность в первую очередь подтвердил ВНИИПО МЧС — это самый главный в России институт по пожаробезопасности, который делает все испытания и все подтверждения. Это первая инстанция. Вторая инстанция — это сертификат на каждый кабель: то, что делаю я как производитель. Я, выпустив кабель с использованием сплава, прикладываю к нему сертификат на пожаробезопасность. На каждый вид кабеля у меня есть такой сертификат.
Кроме вас кто производит такие кабели?
Павел Моряков: Я спокойно назову конкурентов: это «Камский кабель», который делает точно такой же провод, это группа компаний «Ункомтех». Я думаю, что и другие компании тоже подтянутся: просто здесь нужно движение вперед, сейчас все еще находятся на низком старте. В кабельной тематике нет такого понятия, как «хайп»: тут, наоборот, пока кто-то вперед не пройдет и не покажет, что это действительно хороший продукт, вот тогда все начинают тянуться. Еще один большой плюс этого кабеля в том, что кабель с медной жилой подделывается, идет сознательное занижение сечения, чтобы выиграть по цене. А здесь получается, что алюминий никто не будет занижать, потому что нет никакого экономического эффекта.
И кроме этого, эта проводка как была всегда дешевой, так и останется дешевле, чем ныне традиционные кабели.
Павел Моряков: Да, цена здесь будет соответствовать тому, что если бы мы теоретически взяли кабель с алюминиевой жилой. «Русал» сделал очень правильно, установив одинаковую цену на алюминий седьмой и восьмой серий. В Китае, где активно используется восьмая серия при строительстве домов, цена на нее выше, чем на седьмую. Вот здесь «Русал» ограничил контрафакт с точки зрения замены одного на другой. Это экономически неэффективно — менять продут по одинаковой цене один на другой и рисковать при этом.
В этом смысле как вы оцениваете перспективы внедрения и насколько в процентах проводка из алюминиевых сплавов будет дешевле традиционной?
Павел Моряков: Горизонт примерно года два-три, пока его активно начнут использовать проектные институты и строители. Этот период будет переходным. А если говорить про экономию, то мы подсчитали: получается, что при строительстве дома высотой 27 этажей экономия — 6 млн рублей только на проводке. Застройщикам надо делать шоурумы, как это делает «ПИК». Потому что вы приходите, смотрите квартиры и, в том числе, если у вас есть сомнения, можно зайти в такой шоурум и посмотреть качество проводки. Я думаю, что это будет самое правильное –– делать побольше таких шоурумов, чтобы у людей не возникало никаких опасений.