Обновлено 20:44

ХСС проиграл баварские выборы. Христианско-социальный союз потерял большинство в ландтаге Баварии. Согласно предварительным данным, он набрал немного больше 35%. Вторыми пришли «Зеленые» — 18,5%, третьими — «Свободные избиратели» с 11,5%. Новостью стало то, что впервые в региональный парламент с 11% прошла ультраправая «Альтернатива для Германии».

Проигрыш ХСС хоть и был ожидаем, но все равно становится потрясением для не только баварской, но и для федеральной немецкой политики, считает доцент Кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули:

Александр Тэвдой-Бурмули доцент Кафедры европейской интеграции МГИМО «Бавария важна, во-первых, потому что это важнейшая федеральная земля. Фактически это отдельное государство. А во-вторых, Бавария дает христианским демократам, Меркель системного союзника. ХСС потерпел достаточно серьезное поражение. Теперь встает вопрос, как будет формироваться новое правительство, потому что на предшествующих выборах, да и вообще на всех выборах в истории Баварии ХСС имел если не абсолютное, то достаточно серьезное относительное большинство. Если его такие конкуренты, как «Альтернатива для Германии», как социал-демократы набирают в общей сложности порядка 25%, плюс еще возникают «Зеленые», которые показали очень хорошие результаты, и не вполне ясно, как будет ХСС теперь реализовывать свои правительственные амбиции. Свободные демократы или свободные избиратели. Теоретически с ними ХСС может войти в коалицию. И тогда она может добрать даже до 50%, хотя понятно, что если это коалиционное правительство, она менее устойчива. То есть тут ситуация полной подвешенности наступает. Наверное, сначала будут идти некие оргвыводы внутрипартийные в ХСС, а потом новое руководство будет решать, с кем он может идти вместе в правительство».

Выборы проходили в обстановке глубокого разочарования правившей до последнего времени партии ХСС. Поэтому результаты не стали сюрпризом. Рассказывает жительница Германии Людмила Шаулина-Лёве:

Людмила Шаулина-Лёве жительница Германии «Во-первых, проверяли мы, какова явка, явка меньше 50% на тот момент была. Для Баварии это нонсенс, потому что баварцы консервативны в принципе и относятся к обязанности голосовать, как к чему-то святому. Вообще голосуют всегда очень активно и считают, что это необходимо делать. В этот раз отказ от консервативной позиции просто повсюду. Люди, с которыми я на эту тему говорила, рассказывали, они мне не говорили, конечно, за кого будут голосовать, но это совершенно точно протестное голосование. То есть обсуждение было такое: за кого же нам голосовать, ну вот кто, за «Зеленых», может, или, может быть, за «Право выбора», то есть обсуждались какие-то маленькие партии, люди даже не очень представляют себе их предвыборную позицию, не очень вчитывались в это, но очевидно совершенно, что в этот раз, и это, похоже, впервые за очень много лет в Баварии, состоится протестное голосование, если оно вообще состоится, если наберется необходимое количество голосов».

У ХСС — главного партнера Ангелы Меркель по коалиции — самые низкие показатели за всю историю. 70 лет экономического рая, процветания и стабильности в Баварии Христианско-социальный союз считает своей заслугой. Партия стоит у власти с 1945 года, а с 1970-го по 2008-й, то есть почти треть века правила Баварией единолично, получая на выборах около 60%.

И, казалось бы, ничего не изменилось. Все та же растущая экономика: ВВП только за год выросло почти на 3% (почти 46 тысяч евро на человека), безработица на рекордном минимуме — 2,5 % (по Германии в 2 раза выше). Но нет, рейтинги ХСС в этом году на историческом минимуме: 32%.

Рекордный обвал, крах — как только ни называет это немецкая пресса. Cамая консервативная часть страны больше не хочет быть консервативной. В чем причины? Объясняет руководитель рабочей группы партии ХСС по вопросам миграции и интеграции Озан Ибаш.

Озан Ибаш руководитель рабочей группы партии ХСС по вопросам миграции и интеграции «Есть два аспекта: первый, это то, что в Берлине, а не в Баварии союз ХСС и ХДС сам принял решения по вопросам миграции и не смог донести их до людей. Ангела Меркель во время миграционного кризиса провозгласила «Мы сделаем это!» Но она не уточнила, кто это мы, и что это мы сможем сделать. И люди вообще ничего не поняли. У них было чувство, что их больше не слышат. А второй аспект — мы должны само понятие «консерватизм» определить по-новому. Я бы сказал, установить новую версию 2.0, когда традиции встречаются с инновациями».

Но если у ХСС рекордный обвал, то у партии «Зеленых» — взлет. 18,5% вместо прошлых 9%. Она занимает второе место. За нее собирался голосовать и баварец Робер Берндл, об этом он рассказал корреспонденту Business FM перед тем, как пойти на избирательный участок.

Робер Берндл житель Баварии «Я всегда голосовал за ХСС и на прошлых выборах тоже. Но больше не хочу. Я буду голосовать за «Зеленых», мне близка их политика в отношение фермерства, все, что связано с биопродуктами, климатом. Вот у нас сегодня плюс 30 градусов в середине октября. Да и политика по отношению к беженцам мне тоже нравится, если бы я был беженцем или вы, думаю, мы бы хотели воссоединиться с нашими родными».

Третье место по прогнозам отдавали правой «Альтернативе для Германии» — в итоге она стала четвертая. Самая скандальная партия в нынешнем бундестаге, лозунг которой на плакатах звучал в этом году как «Ислам — не часть Баварии». Год назад АдГ активно вели предвыборную кампанию на русском языке, давали интервью российским СМИ.

Остальные партии, в том числе и «Зеленые», этому факту возмущались. Правда, в этом году программа на русском языке неожиданно появилась и у них. Да и интервью русскоязычным СМИ все партии стали давать с большим желанием. Политический ландшафт сильно меняется, говорит председатель молодежного крыла партии «Свободные демократы» Виктория Бейзер:

Виктория Бейзер председатель молодежного крыла партии «Свободные демократы» «Я думаю, что избиратели Баварии покажут очень сильный сигнал правящей партии ХСС, что не хотят идти тем курсом. Момент консервативности — мы всегда так делали, мы лучшие и будем и дальше делать также — он рушится. Мы стоим на пороге дигитализирующих перемен, может, еще большей волны миграции. И это не время хватать за то, что было 50 лет назад, потому что так уже не будет. Что касается дигитализации, мы ближе по уровню к Северной Корее, чем к Южной. ХСС придется опуститься на эту грешную землю и изменить свои надменные позиции».

И сделать это придется уже в понедельник. Консерваторам нужно будет найти партнеров по коалиции. С «Зелеными» и АдГ союз ее уже фактически отверг. А в прессе впервые заговорили об объединении против ХСС. Но главное — грядет череда отставок. На прошлых выборах, когда союз не получил большинства, ушли почти все его функционеры.

Сегодня отставки ждут и от главы партии, нынешнего министра внутренних дел Германии Хорста Зеехофера — все еще главного союзника Ангелы Меркель на политической арене. Как пишет немецкая пресса, если это случится, это сильно пошатнет позиции канцлера и станет вторым ударом за этот месяц.

Три недели назад в ХСС произошла «революция». Своего поста лишился глава фракции в бундестаге Фолькер Каудер — он возглавлял ее 13 лет, все время правления Меркель, считался старейшим соратником канцлера, правой рукой и серым кардиналом немецкой политики.