В Киеве прошел митинг-молебен в поддержку автокефалии
По данным СМИ, людей на него привозили автобусами, в основном, госслужащих. Отношения между РПЦ и Константинополем, который впервые признал легитимной раскольническую церковь на Украине, могут обостриться. Священники Московского патриархата возмущены, прихожане — в замешательстве. Что будет дальше?
Читать на полной версииВ Киеве на Софийской площади в воскресенье, 14 октября, прошел митинг в поддержку автокефалии. На сцене президент Украины Петр Порошенко молился вместе с главой раскольнического Киевского патриархата Филаретом, главой неканонической Украинской автокефальной православной церкви Макарием. С двух последних и их последователей Константинополь снял анафему и восстановил в праве и сане.
Также присутствовали представитель Украинской православной церкви и епископ Римско-католической церкви. По данным СМИ, на площади собралось около пяти тысяч человек. Как сообщает издание «Страна.ua», большинство людей свезли на Софийскую площадь организованно на автобусах. Ситуацию комментирует протоиерей Всеволод Чаплин:
Всеволод Чаплин протоиерей «Если приняты в общение раскольники без их покаяния, без воли церкви, из которой они вышли, то сами те, кто приняли их в общение, становятся раскольниками. Принятие Константинополем в общение этих раскольников означает одну вещь: Константинополя как церкви больше не существует. Я очень надеюсь, что наш синод завтра примет решение о том, что мы не будем в евхаристическом общении больше находиться с этой организацией, значит, это больше не церковь. И если это не церковь, то люди, которые будут ходить в храмы, перешедшие в гипотетическую автокефалию, просто не смогут попасть в царствие божие. Они все пойдут в ад, вот и все. То есть это вопрос не имущества, это вопрос не политики. В те храмы, которые окажутся под этой новой организацией, ходить нельзя. Бог эту молитву не услышит. То, что сегодня создается с участием Филарета, Порошенко и Константинополя, это будет антицерковь».
Напомню, на заседании Синода Константинопольский патриархат подтвердил решение о том, что приступает к предоставлению автокефалии церкви Украины и отменяет решение 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Таким образом, Константинополь впервые признал легитимными раскольнические церковные структуры на Украине.
В РПЦ, а также целом ряде поместных православных церквей рассматривают данные решения как враждебные и незаконные, способные привести к серьезному расколу внутри православия. Что думают об этом в Украинской православной церкви Московского патриархата? Мнение ее священника отца Иоанна:
отец Иоанн священник УПЦ МП «Он не имел права снимать анафему, потому что не он ее накладывал. Во-вторых, что касантся так называемого митрополита Макария, он не мог восстанавливать достоинство митрополита, потому что он всего-навсего священник в запрете. Это грубое нарушение канонических правил. Тем более он ликвидировал присоединение Киевской митрополии к Московскому патриархату. Полное нарушение каноники православия. Священники возмущаются, полный беспредел. Вселенский патриархат, который должен блюсти канонику и единение православия, первый его нарушает. А разве Константинопольский патриархат может давать автокефалию? Автокефалию может отделять та матерь-церковь, которая принадлежит на данное время украинской церкви».
Как отразятся брожения в украинской церковной среде на поведении и сознании прихожан? Мнение протодиакона Андрея Кураева:
— Для большинства людей, как всегда, главное — это местоположение храма, его доступность, привычные люди, товарищи, друзья, кумовья среди прихожан, на третьем месте уже отношения со священником. Какой там будет патриарх, мне кажется, для большинства это мало имеет значения. Это было важно, когда речь шла о том, каноническая или нет церковь. Если сейчас будут две более-менее равночестные канонические возможности, то за Москву меньше уже будут держаться. Тем более сейчас, несомненно, и московская пропаганда будет нагнетать, возводить стену, не ходить и так далее. Будет ли это настолько действенным, особенно не сейчас, а, скажем, через год, это уже сложнее будет сказать.
— Сможет ли РПЦ как-то отстоять свои имущественные права?
— Может, если вовремя вступит в процесс и вместо бодания скажет: хорошо, мы не против автокефалии, но давайте это спокойно, мирно делать. Украина сама по себе страна уже довольно контуженная. Вступает в силу закон больших чисел, у кого-то снесет крышу, у кого-то и где-то. К сожалению, печаль будет, и я убежден, что сегодня в московских кабинетах с нетерпением ждут: ну, ребята, начните, наконец, штурм Лавры, ну пожалуйста.
Для прихожанки храма Московского патриархата Татьяны вопрос о смене церковной юрисдикции не самый важный. На Украине такая жизнь, что людей это волнует в последнюю очередь, говорит она.
Татьяна прихожанка храма УПЦ Московского патриархата «Запуталась я в этих всех церквях, как у них это все происходило, и до сих пор все это тянется. Я просто в украинскую не ходила, мы как-то в Московского патриархата ходим. Именно моя церковь вряд ли поменяет патриархат наш, это если где-то повсеместно вдруг на Украине введут или запретят Московский патриархат. Буду я ходить или не буду, это уже будет зависеть, скорее, от атмосферы, которая будет присутствовать, допустим, в этом месте. О вопросах церкви мало с кем можно разговаривать, чтобы кто-то рьяно думал об этом, или это был принципиальный вопрос, моих знакомых таких нет, потому что у нас очень тяжелая жизнь во всех остальных сферах. И как-то у нас это все тихо проходит, я и по телевизору не видела, чтобы сильно как-то шли обсуждения этого всего, и на работе у нас вопрос этот не поднимается, честно говоря».
На заседании Синода Константинопольский патриархат подтвердил решение о том, что приступает к предоставлению автокефалии церкви Украины и отменяет решение 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата.
Таким образом, Константинополь впервые признал легитимными раскольнические церковные структуры на Украине. Но будет ли создана организация, которой впоследствии предоставят автокефалию, вопрос пока открытый, считает профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат богословия Александр Дворкин:
— Пока совершенно непонятно, что и как будет. Указ, который издал Константинопольский синод, очень туманный. В указе написано одно, анафематствованный Филарет и как бы прощенный, как бы, потому что, с точки зрения канонов, снятие анафемы недействительно. Он это трактует совершенно в свою сторону и совершенно по-своему, невзирая на то, что написано. Сейчас им нужно собрать учредительный собор, который учредит эту церковь, которая попросит потом Константинополь об автокефалии. Но каким образом они соберут собор, кто его будет собирать, пока там масса разных людей, каждый со своими амбициями. Очень велика вероятность того, что они на этом соборе все передерутся между собой. Есть украинское государство, которому позарез нужна своя независимая церковь от Москвы, но которая будет полностью зависима от украинского правительства, будет поддерживать политику этого украинского правительства. Появится ли эта церковь в обозримом будущем каком-то, непонятно.
— Как быть обычным прихожанам?
— На Украине по закону сами здания прихода принадлежат общине, и решает община. И собрание общины может неугодного священника прогнать, может быть раскол в самой общине. Ситуация чревата внутренними конфликтами внутри самих общин.
Представители Украинской православной церкви тоже недовольны. Они не исключили разрыва общения с Константинополем и наложения анафемы на константинопольского патриарха Варфоломея, отметив, что считают решение Константинополя по украинской церкви неканоническим, глубоко враждебным актом и вмешательством в дела поместной церкви.