Что угрожает «Золотой маске» после выхода Минкульта из оргкомитета?
После ухода Министерства культуры из состава руководителей «Маски» многие заговорили о том, что финансирование скоро урежут. Не исключено создание альтернативной национальной театральной премии
Читать на полной версииРаскол между Министерством культуры РФ и «Золотой маской» остается одной из самых обсуждаемых тем в театральном сообществе. Многие призывают сохранять спокойствие: ничего серьезного пока не произошло, поводов для поспешных суждений нет. Мнение высказал художественный руководитель Московского драматического театра имени Пушкина Евгений Писарев:
Евгений Писарев художественный руководитель Московского драматического театра имени Пушкина «Много шума, но пока никаких серьезных последствий нет. Если это коснется денег, будет скандал. Тогда понятно, что это уже санкционные, репрессивные меры воздействия, а пока все нормально, хорошо. Прекрасно, возникнет еще одна премия, еще какая-то часть деятелей театра будет одарена премиями. Я не вижу конфликта, мне кажется, что все остались при своем».
Триггером стало выступление председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина на заседании по распределению бюджета в 1,5 млрд рублей на грядущий год театра. Аккурат перед встречей он узнал о планах создания государственной театральной премии. Через пару часов после выхода Минкульта России из состава организаторов «Маски» альтернативу премии предложил создать режиссер Андрей Кончаловский. Решение министерства сейчас называют не иначе как «жест», говорит редактор отдела культуры «МК» Марина Райкина:
Марина Райкина редактор отдела культуры «МК» «Я понимаю их обиду, идеологически Министерство культуры и, скажем так, сложившийся экспертный совет расходятся в своем представлении о критериях современного театра. Конечно, были какие-то перегибы, но это совершенно не повод для того, чтобы устраивать наезды и даже в определенном смысле травлю «Золотой маски». Лучше договариваться, но потери будут ужасными: «Золотая маска» пострадает от отсутствия финансирования. Министерству культуры нечего предъявить, у него нет такой структуры, как сейчас у «Золотой маски». Что она может противопоставить? Это будет отход от «Маски» и создание собственной национальной премии. Неважно, как она будет называться: «Золотая каска» или «Золотой софит», но на это нужны годы».
Это уже не первый скандал с «Золотой маской» и Министерством культуры. Прошлый конфликт разразился три года назад, когда было решено назначить отборщиков, после чего из конкурса вышли режиссеры Кирилл Серебренников и Константин Богомолов. Премия любима и авторитетна, но все же худрук «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз относится к ней с долей напряженности:
Иосиф Райхельхауз художественный руководитель «Школы современной пьесы» «Чаще всего все равно премии дают и людям талантливым, и интересным спектаклям, но они очень предвзяты. Невероятно. Как в одну сторону, так и в другую. Скажем, моя дочь (выдающийся сценограф Маша Трегубова) трижды лауреат «Золотой маски». Опять же они Машу, как когда-то очень смешно формулировала Галина Борисовна Волчек об одном молодом режиссере: «Он назначен сейчас дежурным гением». Мне сама затея «Маски», люди, оргкомитет, директор не нравятся».
Несмотря на то, что Минкульт России обещает сохранить финансирование, выход ведомства может спугнуть спонсоров: зачем поддерживать премию, которую не поддерживает власть?