Почему российские предприниматели избавляются от своего бизнеса?
Малый бизнес резко упал в цене. Аналитики сервиса объявлений «Юла» подсчитали, что выставленные на продажу небольшие компании после роста во II квартале уже в III подешевели на 21%. Причем реальные сделки проходят по цене почти вдвое ниже той, которую изначально выставлял продавец
Читать на полной версии«Почему продаете, такая корова самому не нужна?» — вполне логично, что именно этот вопрос продавцы готового бизнеса слышат в первую очередь. Начиная звонить по таким объявлениям, на честные ответы Business FM особо не рассчитывала. Как оказалось, напрасно. Говорит Алексей, безуспешно продающий за 150 тысяч рублей, как указано в объявлении, «готовый бизнес сотовых аксессуаров»:
— Точка неходовая была. Бизнес закрылся, была распродажа. Распродавали, но остаток остался. Никому не нужен, и не покупает никто. Низим, низим, низим ценники, и все.
— То есть вы просто поменяете на что-то?
— Ну да.
— Спрос какой-то есть?
— Интересуются, и все. Так остается все по-прежнему.
Цену Алексей уже сбил вдвое по сравнению с первоначальными аппетитами. Но нет. Впрочем, в названии он немного лукавит. Продает он только товар — чехлы и зарядки для мобильников и планшетов. Точку предприниматель не продает.
У Натальи из Москвы все честно: «Готовый бизнес. Столовая в бизнес-центре, аренда 50 тысяч плюс свет, без посредников». 700 тысяч рублей.
— Что дальше? Новый бизнес, на продажу или остановитесь?
— Остановимся вообще.
— Звонят, интересуются?
— Были звонки, да.
— А что в первую очередь спрашивают?
— По какой причине продаем. По причине того, что устали.
— Устали от чего?
— Просто здоровье подводит, поэтому устали.
Есть и другие варианты ответа. Готовый бизнес по установке шумоизоляции на автомобили идет отлично. Средний доход в месяц — 200 тысяч рублей, но есть одно но, говорит Леонид, который за 4,5 млн рублей продает «схему работы, обученный коллектив, четыре техцентра в Москве и один в Санкт-Петербурге с арендой по факту, договор по работе с автосалонами и сайт с хорошими показателями и настроенным «Яндекс.Директом»:
«Все в порядке с бизнесом, слава богу. Дело в том, что я собираюсь поменять место жительства, поэтому решил продать».
Дмитрий в объявлении пишет, что за 280 тысяч рублей продает «замечательный магазин детских игрушек в торговом центре в одном из московских районов» и утверждает, что «магазин работает восемь лет и у него есть стабильный поток как постоянных, так и проходящих клиентов». А в интервью Business FM Дмитрий добавляет детали: сам он купил этот бизнес примерно год назад, и продавец предупреждал, что идет не очень. Раньше шел, говорил продавец, а теперь не очень. Послушав совет попробовать кое-что поменять, Дмитрий поменял, но теперь продает «замечательный магазин детских игрушек».
— Не собирался продавать. Просто бизнесы не идут сейчас в России, мелкие бизнесы. Невыгодно. Покупательная способность, по-моему, упала у людей. То есть вообще ничего никому не надо, такое ощущение.
— А что дальше? Новый бизнес на продажу, или на чем-то остановитесь, или просто будете чем-то совсем другим заниматься, не бизнесом?
— Вы действительно с радиостанции?
— Да, серьезно, я координатор продюсерской службы.
— Убытки, в общем. Платишь за аренду, продавцам — около нуля, а то и в минусы. Если собирать со всеми налогами, то в минусе.
— Так все-таки что дальше? Новый бизнес или нет?
— Честно говоря, тяжело вообще у нас все в стране. У меня такое ощущение, что вообще хочется уехать.
Одним словом, Дмитрий наигрался.
По данным «Юлы», средняя стоимость бизнеса, выставленного на продажу, составила 505 тысяч рублей. Средняя цена реальной сделки — 267 тысяч. Больше всего спросом пользуются магазины и точки продаж, салоны красоты и предприятия общепита. Если говорить о предложении, то топ-3 выглядит точно так же.