Грядущие американские санкции против Ирана, от которых пока шарахаются и в Европе, и во многих азиатских странах, плюс падение добычи в Венесуэле и Ливии. Стоимость сырья на этом растет. Но теперь высокие цены на нефть в России вызывают не только радость — хотя бы потому, что за взлетом может последовать сильное падение. Вот и министр энергетики Александр Новак в интервью Business FM назвал 100 долларов за нефть рисками:

«Такие риски, что нефть может подняться до 100 долларов, сегодня существуют. Сегодня цена 86 долларов, а вчера была 85, то есть за один день на доллар поднялась цена. Еще целый месяц до того, как будут приняты окончательные решения относительно тех санкций, которые в ноябре могут быть введены по Ирану. Поэтому сейчас рынок очень нервничает, трейдеры и участники рынка могут, конечно, в том числе принимая какие-то решения, ориентироваться и на эти неопределенности, и цены могут расти».

Риски того, что нефть может уйти к 100 долларам, а потом скатиться вниз, это еще полбеды. Новая реальность сейчас не только внешняя, но и внутренняя. Нефть, как никогда прежде, стоит дорого в рублях — уже близко к 6000 за баррель. Сырье на внешнем рынке дорогое, а рубль слабый. Раньше такого не бывало — нефть в рублях стоила всегда примерно 3600. Это значит, что при сегодняшних нефтяных ценах за доллар давали бы 41 рубль. А сейчас за доллар дают в полтора раза больше.

И получается такая цепочка. В России повышают налог на добычу нефти, сама нефть дорогая, рубль слабый. Продавать топливо внутри страны становится все более невыгодно. В итоге — дорогой бензин. Ну и рост инфляции, констатирует гендиректор инвестиционного партнерства «Ван Дер Блэк» Станислав Машагин:

Станислав Машагин генеральный директор инвестиционного партнерства «Ван Дер Блэк» «Бензин как конечная продукция участвует практически во всех продуктах питания, и это наиболее чувствительное повышение для наибольшего количества людей в стране. Сегодняшнее бюджетное правило и высокая цена на бензин — это просто как минимум не очень профессиональное действие, которое по большому счету не сильно обогащает бюджет и гораздо большее вызывает недовольство. Как бы красиво мы ни считали инфляцию, этот бензин в итоге вылезет в совершенно другую цифру».

Эксперт неслучайно упоминает бюджетное правило. Сейчас все доходы от нефти выше 40 долларов за баррель уходят в кубышку, на случай плохих времен. Благодаря высоким ценам в этом году страна может дополнительно получить 5 трлн рублей. Огромные деньги — больше половины того, что требуется на «майский» указ. Но власти не будут их тратить, все пойдет в резервы — если точнее, в покупку иностранной валюты.

Вот почему вкупе с угрозой новых санкций рубль не укрепляется на сверхвысоких ценах на нефть. А это, соответственно, может привести к еще большему подорожанию бензина. Правда, правительство пообещало не допустить роста цен на топливо. Делается это в ручном режиме, методом кнута и пряника. Нефтяникам, с одной стороны, обещают компенсации за то, что они не повышают цены, а с другой — грозят наказанием. Но делать это становится все труднее, потому что проклятая нефть на мировом рынке все дорожает и скоро может дойти до 100 долларов. Раньше мы этому радовались. Пришло время грустить.