Казалось бы, все просто. Вот земля, а на ней капитальное здание с фундаментом — это недвижимое имущество. А вот, к примеру, прокатный стан. Он большой, и его просто так с места не сдвинешь, но он считается движимым имуществом. Раньше за него нужно было платить налог, который еще называют налогом на модернизацию. Потом его заморозили, а со следующего года вообще отменили.

Но налоговики нашли красивый выход: закон начали трактовать так, что если оборудование крупногабаритное, тяжелое, стоит на фундаменте и перемещать его стоит дорого, то это недвижимое имущество — значит, нужно заплатить. И в этом году налоговая пришла к промышленникам и начала начислять налоги на крупное оборудование. Это затронуло металлургов, химиков, нефтегазовый сектор. Вот что об этом Business FM недавно рассказывал исполнительный директор ассоциации «Русская сталь» Алексей Сентюрин:

Алексей Сентюрин исполнительный директор ассоциации «Русская сталь» «Налоговые службы начали приходить на предприятия, делать внеплановые проверки, снимать фотографии и ставить под сомнение, что наши прокатные станы являются движимым имуществом, а следовательно, должны будут уплатить все налоги, штрафы и пени начиная с 2013 года. Конечно, можно ходить в суды, доказывать, что сам посыл неправильный — получается тогда правительство не гарантирует налоговую стабильность в стране. Вот о чем речь».

Когда налоговая начала квалифицировать движимое имущество как недвижимое, бизнес подсчитал: только металлурги будут платить за это 5-6 млрд рублей в год. Причем эта отрасль за последние десять лет инвестировала в модернизацию триллион рублей.

Или приведем другую цифру: пять лет назад налог на «движку» заморозили, и за это время вся российская промышленность вложила в новое оборудование 20 трлн. Происходило то, что и добивались власти. Но у налоговиков оказался иной взгляд, продолжает Алексей Сентюрин:

«Владимир Владимирович дал как раз-таки поручение, чтобы стимулировать модернизацию, новое строительство заводов. А теперь наши федеральные органы исполнительной власти ходят и ставят под сомнение вообще, это движимое или недвижимое, давайте поставим под сомнение и соберем налоги. С 2019 года приняли решение уже на движимое имущество вообще отменить налог. Это парадокс уже».

Недавно прошло совещание промышленников с вице-премьером Дмитрием Козаком. После него Минэкономразвития подготовило поправки. Что важно, они согласованы с бизнесом — Российским союзом промышленников и предпринимателей. В документе четко прописано: недвижимое имущество — это объект капитального строительства, перемещение которого невозможно, а главное, оно должно быть зарегистрировано в реестре. Все остальное, пусть даже крупногабаритное и тяжелое, будет считаться движимым имуществом, и налог с него не возьмут. Если поправки примут, то они установят понятные правила.

Законопроект, по данным «Ведомостей», скоро поступит в правительство. Но остается опасение, что в процессе подготовки над ним могут поколдовать. Слишком велик соблазн все-таки взять у бизнеса дополнительные средства — пусть даже ценой модернизации.