Британское правосудие или лицемерие? Комментарий Георгия Бовта
Суд отказался выдать России бывшего совладельца банка «Траст» Илью Юрова: якобы в случае экстрадиции ему не были бы гарантированы соблюдение прав человека и справедливое судебное разбирательство. Что на самом деле означает это решение?
Читать на полной версииСуд в Великобритании отклонил запрос России об экстрадиции бывшего совладельца банка «Траст» Ильи Юрова. Россия объявила его в международный розыск за хищение средств. Основанием для отказа в экстрадиции стало то, что в России в отношении Юрова не были бы гарантированы соблюдение прав человека и справедливое судебное разбирательство. Суд отметил, что преследование Юрова в России было политически мотивировано и связано с историей «незаконного захвата» компании ЮКОС Михаила Ходорковского.
В середине 90-х годов Юров работал в банке «Менатеп», владельцем которого был Ходорковский. Расследование в отношении Юрова началось в 2014 году после того, как банк «Открытие» начал санацию «Траста», на которую из госбюджета было выделено 127 млрд рублей. В «Трасте» была обнаружена недостача капитала в размере 114 млрд рублей. На следующий год было возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере. Юров стал лишь одним из обвиняемых. По запросу России в 2016 году он был задержан на Украине, однако Киев отказался выдать его Москве. Что на самом деле означает решение британского суда? Об этом в комментарии Георгия Бовта.
В заключении Вестминстерского окружного суда магистратов на 25 страницах подробно перечисляются все обвинения против Ильи Юрова, а также его подельников Николая Фетисова, Сергея Беляева и их жен, которые тоже уехали из России. Для порядка 830 млн долларов даже были заморожены до рассмотрения дела.
Однако примерно половину мотивированного решения суда составили рассуждения не столько о правомерности или неправомерности обвинений, а о том, как тесно в России бизнес переплетен с политикой, как несовершенно российское правосудие вообще и как в российских тюрьмах пытают людей. То есть сами по себе обвинения в мошенничестве Юрова и компании получились как бы битыми на основании всего лишь реминисценций о том, как «Роснефть» захватила компанию ЮКОС, а также о том, как Игорь Сечин «засадил» в тюрьму министра Алексея Улюкаева. После столь обильных ссылок на политику трудно назвать решение самого британского суда неполитизированным.
Конечно, можно считать, что британский суд таким образом мстит за дело Скрипалей или гораздо более ранний отказ России выдать Лондону тех, кого она обвиняла в отравлении бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко. Однако невыдача Великобританией России коррупционеров и мошенников — это давняя традиция. В настоящее время на Туманном Альбионе находится не меньше сотни человек, экстрадиции которых потребовала от британских властей Россия, при том что в свое время между двумя странами даже было заключено двустороннее соглашение об экстрадиции. Такие соглашения у Великобритании имеются с более чем сотней государств, но исправно этот механизм работает разве что с США и странами — членами ЕС. В то же время британские власти очень много говорят о том, как они собираются бороться с «грязными деньгами», прежде всего российскими. Можно ли при этом не выдать вообще ни одного из тех, кого обвиняли в незаконном выводе средств?
Кстати, о пытках и нарушении прав человека. В августе этого года британцы выдали Сингапуру как раз банковского вора, укравшего в разы меньшую сумму, при том что в этой стране помимо тюремного заключения за подобные преступления предусмотрены даже телесные наказания. Все же не очень хорошо выглядит британское правосудие.
Представитель российской Генпрокуратуры дал гарантии британскому суду, что Юров содержался бы в следственном изоляторе № 1, более известном как «Матросская Тишина», где ему было бы гарантировано спальное место, три квадратных метра жилого пространства, а также место на полу, свободное от мебели, по которому он мог бы свободно передвигаться. Однако такие гарантии комфорта сочтены недостаточными — как, впрочем, и ранее в отношении подельника Юрова Николая Фетисова. Теперь людям, которые, как очевидно почти для всех, знакомых с этим делом в России, украли десятки миллиардов рублей из банка «Траст», эти деньги будут, скорее всего, возвращены, сами они комфортно обоснуются в Соединенном Королевстве и будут периодически оттуда обличать «политизированное российское правосудие».