В Калифорнии законом обязали компании включать женщин в советы директоров
Новые правила начнут действовать к концу следующего года и будут обязательны для компаний, чьи штаб-квартиры расположены в этом штате, в том числе для Apple и Facebook
Читать на полной версииОбновлено 22:37
Власти Калифорнии обязали все публичные компании, штаб-квартиры которых находятся на территории штата, включить в состав советов директоров как минимум одну женщину. Эти правила должны вступить в силу к концу следующего года.
Губернатор Калифорнии Джерри Браун заявил, что привилегиям, которыми так долго наслаждались корпорации, пришел конец. А через три года закон станет еще жестче: в советы директоров, состоящие из пяти человек, должны будут включать уже двух женщин, а если компанией руководят шесть человек, то представителей обоих полов в ней должно быть поровну.
Штрафы за нарушение закона суровые — 100 тысяч долларов за первую провинность, 300 тысяч — за все последующие. Для штата, где в этом году разрешили не только употреблять, но и выращивать марихуану, это вполне логичный закон, считает американист Михаил Таратута:
Калифорния — родина таких гигантов, как Apple и Facebook. И если в совете директоров компании Марка Цукерберга уже сегодня две женщины, то у создателей iPhone дела с гендерным разнообразием обстоят печально: все члены совета директоров — мужчины, и компании Тима Кука придется либо искать замену одному из них, либо нанимать на высокий пост женщину, а через три года — еще двух, или перенести штаб-квартиру в один из других штатов, где квоты не действуют.
Есть и обратный пример — компания Google, которая еще раньше ввела отдельные квоты для женщин и открыто отдавала предпочтения людям из «незащищенных категорий». Сотрудника компании Джеймса Деймора, который с таким порядком вещей не согласился, уволили из компании, обвинив в сексизме. Но квоты для женщин — это и есть настоящий сексизм, отмечает генеральный директор компании InfoWatch Наталья Касперская:
Наталья Касперская генеральный директор компании InfoWatch «На мой взгляд, это вредно, потому что это снижает качество состава совета директоров. Условно говоря, если продиктовать, что у нас обязательно должен сидеть, например, блондин, или однорукий, или инвалид, то найти такого человека довольно сложно. На мой взгляд, такой закон обижает женщин. Он их не поднимает, а как бы опускает, потому что их, условно говоря, приравнивают к инвалидам: эти дуры сами не пробьются, значит, надо их насильно включить. Поэтому требования по обязательному включению по гендерному признаку будет, безусловно, снижать качество с точки зрения бизнеса».
Авторы законопроекта считают иначе. Они ссылаются на отчет банка Credit Suisse: мало того, что компании с женщинами в руководстве продемонстрировали большую стойкость в разгар кризиса 2008 года, так они еще и менее склонны к рискованным бизнес-стратегиям. Или другое исследование — McKinsey & Company: эксперты утверждают, что компании со смешанным гендерным составом по общим финансовым показателям успешнее на 15%, чем те, где правит патриархат — якобы в «смешанных» корпорациях чаще рождаются инновационные идеи.
Между тем читающее сообщество обсуждает новую книгу Виктора Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи». Одной центральных в романе стала тема феминизма и борьбы за права женщин. Писатель дает понять, что борьба за гендерное равенство захватила умы западного истеблишмента, и в этой борьбе появились очевидные перегибы. О настроениях в американском обществе рассказывает адвокат из Флориды Эвелина Либхен:
«Все это, разумеется, сейчас происходит на фоне накаляющихся страстей вокруг движения Me Too и отчаянной борьбы за гендерное равенство. Неоткрыто муссируется тема революционного переворота в сознании населения, необходимости этого революционного поворота, необходимости положить конец, как они выражаются, эпохе сердитых белых самцов. Но в результате более консервативно настроенная часть населения пребывает в недоумении, оцепенении от всего происходящего, в то время как другая часть решительно и прямо с каким-то остервенением эту тему продвигает. Сейчас пришло время обо всем этом говорить, менять культурные коды, идеологические установки и пересматривать саму структуру, сам материал, из которого соткано наше общество».
В Норвегии еще десять лет назад приняли закон, по которому в советах директоров всех публичных компаний должно быть минимум 40% женщин. Правда, есть одно но: «женские квоты» применяются там только на позиции неисполнительных директоров, а они хотя и участвуют в деятельности компаний, но действуют, скорее, в качестве консультантов.