«Мосгаз» уполномочен заменить
В 2018 году в домах стали массово менять газовые стояки, причем во многих раньше, чем это предусмотрено планом. «Мосгаз» объясняет это потенциальной опасностью. Почему вдруг трубы стали взрывоопасными и что теперь делать собственникам жилья?
Читать на полной версииТипичный многоквартирный дом в районе Измайлово. Все общедомовые системы работают нормально. Относительно недавно приходили газовщики, проверяли на предмет утечек. Ничего не обнаружили. Но вдруг буквально несколько дней назад на подъездах появилось объявление: 1 октября газ будет отключен, и всем жильцам необходимо предоставить доступ в квартиры для замены газовых стояков. Якобы было общее собрание жильцов, которые и дали согласие на замену.
Одна из жительниц дома Нина на собрание не ходила, впрочем, как не ходили и соседи. Получается, молчание — знак согласия. Теперь придется обороняться, так как, чтобы добраться до стояка, надо разобрать всю кухню, что в принципе нереально.
«Полгода назад у нас на подъезде было объявление о том, что в доме планируется проводить капитальный ремонт, и жильцов приглашали в ЖЭК на собрание с тем, чтобы это обсудить, но мы, естественно, туда не ходили, поскольку это было не очень удобное время. Насколько я знаю, соседи, с кем мы общаемся, тоже не участвовали ни в каких обсуждениях этого вопроса. Мы пока ждем. Единственное, что мы планируем, — это, наверное, все-таки пока не пускать к себе в квартиру и не разрешать ломать нам стены в кухне. Собраться всем вместе и как-то коллективно подписать какую-то бумагу, просьбу о том, чтобы это не проводили. Не знаю, насколько это получится, но, в принципе, если бы это помогло разрешить ситуацию, наверное, этим можно было бы заняться».
В объявлении «Мосгаза» написано, что трубы меняют согласно Региональной программе капитального ремонта. Но в этой же программе написано, что плановая замена стояков должна проходить в 2027-2029 годах. То есть через десять лет! Почему сейчас?
В «Мосгазе» Business FM объяснили, что программа ежегодно корректируется, а в этом доме, впрочем, как и во многих других, трубы менять пора было уже давно. Срок службы истек еще пару десятков лет назад, говорит главный инженер «Мосгаза» Александр Осыка:
Александр Осыка главный инженер «Мосгаза» «Как и любое техническое сооружение, газовая система имеет установленный срок службы и требует периодического технического обслуживания. Нормативный срок службы газопровода — 30 лет. Дом был газифицирован в 1960 году, с тех пор реконструкция газопровода не проводилась. Эта газовая система собрана с использованием еще резьбовых соединений, которые выработали, по сути, свой ресурс, и современными нормативными требованиями запрещены и не применяются. Это потенциальная угроза безопасности всего дома».
Опасность резьбовых соединений в «Мосгазе» объяснили изношенностью уплотнителей — просто на основании прошедшего времени, а менять, как было сказано, «системно» начали только в прошлом году, потому что появилась Региональная программа капремонта. До этого меняли только по необходимости, если обнаруживали протечки.
Можно было и сейчас оставить все как есть, считает председатель наблюдательного совета Российского союза инженеров, бывший вице-президент «Роснефти по» материально-техническому обеспечению Анатолий Кабанов. Практического смысла в замене стояков он не видит.
Анатолий Кабанов председатель наблюдательного совета Российского союза инженеров «Я бы исходил из того, что какой-то серьезной опасности нет. Конечно, мне как представителю «Мосгаза» это интересно в десяти случаях. Во-первых, это освоение средств. Во-вторых, я снимаю с себя всякую ответственность: не захотели менять, случись что-нибудь у вас, вот вы сами идиоты и так далее. Грандиозной разницы — резьба или сварка — нет никакой фактически. С моей точки зрения, эта резьба уже давным-давно заржавела, и там ее раскрутить-то будет невозможно, и придется все резать. Какая там может быть протечка? Уж если она будет, то точно не от этого. Они хотя бы объясняли по-человечески, что ли, хотя бы идею какую-нибудь придумали. Но идея — вот та, которую я озвучил в начале. Ничего здесь другого нет».
На сегодняшний день, как Business FM рассказали в «Мосгазе», стояки поменяли в 22 тысячах квартир. В следующем году объемы работ решено почти удвоить — до 40 тысяч квартир.
Главная проблема для жильцов — это то, что придется разбирать кухни. В современном исполнении столешница идет цельная, плита вмонтирована в нее, а полки вешаются на стену вплотную друг к другу. За много лет все привыкли, что никто ничего не меняет. И никто, естественно, не думал о том, что стояки должны быть в свободном доступе. Даже производители кухонь, например, такие, как IKEA, которая соблюдает все правила, делает кухни сплошными. Конечно, справедливости ради стоит сказать, что все мы — нарушители. Но от этого как-то не легче.