ЦБ разъяснил, в каких случаях банки будут блокировать карту
Вступили в силу поправки, которые должны помешать хищению денежных средств с карт клиентов. В самих кредитных организациях говорят, что практика блокировки карт при подозрительных операциях существует давно
Читать на полной версииБанк России разъяснил, какие операции клиентов могут блокироваться банком. Речь идет о поправках в законы, которые должны помешать хищению денежных средств с карт клиентов. Изменения вступили в силу в среду, 26 сентября.
В частности, если информация о получателе перевода или код устройства уже содержится в формируемой Центробанком базе данных о случаях и попытках хищений, банк должен решить вопрос о приостановке операции, гласит коммюнике ЦБ. На практике для клиентов почти ничего не изменится, говорит заместитель председателя правления «Тинькофф Банка» Валерия Павлюкова:
Валерия Павлюкова заместитель председателя правления «Тинькофф Банка» «Принципиально в работе банка ничего не поменяется. У нас одна из самых передовых систем мониторинга несанкционированных операций. Мы всегда эффективно отслеживали мошенничество и при подозрительных операциях моментально связываемся с клиентом для их подтверждения. Нововведения в законодательстве определили более четкий порядок взаимодействия с клиентами при выявлении подозрительных операций, и теперь с 26 сентября банк обязан приостановить перевод и заблокировать карту на срок до двух рабочих дней для того, чтобы получить от клиента подтверждение на проведение такой операции. Главное, что должен знать клиент, это то, что блокировок бояться не стоит. Банк старается максимально быстро решать все проблемы клиентов, в том числе максимально быстро устранять сомнения в законности операций. Как правило, при возникновении подозрений в совершении несанкционированной операции банк связывается с клиентом в течение пяти минут. Кроме того, наши модели отслеживания мошенничества ежедневно присматриваются и улучшаются, что исключает риск необоснованных блокировок карт».
Сбербанк сообщил Business FM, что поправки в закон не являются для него чем-то новым или неожиданным. Уже несколько лет в банке существует система фрод-мониторинга, основанная на искусственном интеллекте, которая отслеживает и блокирует подозрительные операции в режиме онлайн.
Фактически речь идет не о каких-то новых практиках, а о более четком определении ответственности, которую несет или не несет банк за возможные мошеннические операции, говорит руководитель дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-банка Алексей Голенищев:
Алексей Голенищев руководитель дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-банка «В договорах с клиентами, я не только про наш банк говорю, прописано, что карточка является собственностью банка и банк имеет возможность по соответствующим условиям договора карточку блокировать. Поэтому возможность эта, в общем-то, и была у банка. Другое дело, что закон разрешает блокировать вообще электронное средство платежа, это могут быть средства доступа к дистанционным сервисам банка, то есть не только карты. Ну а клиенты, возможно, теперь будут более информированы в связи с появлением данного закона, что банк имеет законные основания совершать такие действия, и, во-первых, с точки зрения безопасности должны вести себя более обдуманно, не сообщать никому критически важные данные карты, логин и пароль, кодовые слова. Ну и стараться всегда обеспечивать возможность связи с клиентом, чтобы банк всегда мог выйти на клиента, подтвердить либо не подтвердить операцию. Потому что, согласно требованию закона, если случилась рисковая операция, банк ее выявил, но в течение двух дней не смог связаться с клиентом, а это может быть, не дай бог, клиент в больнице либо он уехал за границу, выключил свой телефон. Если банк не дозвонился, то он, согласно закону, должен разблокировать, соответственно, операцию, разблокировать электронное средство платежа. Соответственно, если эта операция была мошеннической, то мошенничество может через два дня продолжиться и банк за это не будет нести никакой ответственности».
Центробанк описал для банков критерии, по которым должен проводиться мониторинг операций. Если коротко, то подозрительными автоматически становятся те операции, которые нетипичны для вашего профиля. То есть если, например, вы долгое время пользуетесь картой в основном для оплаты в магазинах в пределах некоей средней суммы и снятия наличных, а интернет-магазинами практически не пользуетесь, то крупный онлайн-платеж могут счесть подозрительным.