В интернете Илона Маска не раз называли мошенником. Теперь это обвинение стало официальным. Поводом стали два сообщения бизнесмена. Сначала в Twitter он назвал цену, по которой компания может выкупить свои акции у миноритариев, — и она была высокой. А потом официально сообщил, что передумал и что Tesla останется публичной компанией.

Ее акции в это время бросало то вверх, то вниз, и Маском заинтересовалась комиссия по ценным бумагам. Закончилось тем, что его обвинили в подлоге и введении инвесторов в заблуждение. Вернее, все только начинается. Бизнесмену, по данным АР, предложили мягкий вариант: решить проблемы в досудебном порядке и заплатить штраф.

Причем издание сообщает, что штраф небольшой, и что Максу пообещали сохранить место руководителя Tesla, а сейчас его хотят сместить. Взамен он должен был перестать публиковать информацию, которая может повлиять на акционеров. Здесь можно сказать и по-простому: не писать в Twitter всякую ерунду. Но Маск отказался — из принципа, чтобы не испортить репутацию. До чего это может дойти, рассуждает исполнительный директор VSK Group Максим Тищенко:

Максим Тищенко исполнительный директор VSK Group «Обвинения крайне серьезные. Вероятность уголовного преследования, решения достаточно высока, и сейчас она, наверное, наиболее высока за все то время, когда до этого Минфин пытался что-то ему вменять. Для него, конечно, ситуация не очень радужная. Пока что трудно говорить о том, как она выведется, но я думаю, что если власти США захотят, они не только Илона Маска могут посадить».

Твит Илона Маска о выкупе акций или курение в прямом эфире марихуаны — это то, что лежит на поверхности. Есть и глубинные причины. Он, конечно, национальный герой и образец для подражания и еще долго будет таковым. Но Tesla по-прежнему убыточная, причем потери только растут. Финансовые обещания не выполнены. Да, растет выручка, но успех в значительной мере обеспечен субсидиями. Правительства стран, где продается Tesla, доплачивают покупателям, потому что «зеленые» технологии, потому что заботятся об экологии.

Правда, целый ряд стран уже отказался доплачивать. Где-то выявили финансовый подлог, а где-то подсчитали выбросы в атмосферу при производстве электричества для автомобилей Tesla. И как показал пример Гонконга, без субсидий их просто перестают покупать. А тут еще и скандалы, которые, мягко сказать, портят настроения инвесторам. Мнение управляющего активами Международного фонда частных инвестиций Александра Душкина:

Александр Душкин управляющий активами Международного фонда частных инвестиций «В конечном итоге это, безусловно, венчур, и, наверное, венчуром и остался, и как всякий венчур, он может не дожить, но что поделаешь. Но компания настоящая, предприятия, и бизнес у нее настоящий, то есть они делают настоящие автомобили. Она имеет ценность. Конечно, его нужно потаскать по судам, чтобы он поменьше занимался твитами, и всем намекнуть, что надо делом заниматься, товарищи. Просто он получит очень хороший урок, и, если он принимает какие-нибудь лекарственные препараты, то лучше не брать свой смартфон и ничего никому не писать».

Заслуги Илона Маска как бизнесмена никто не оспаривает, как и успех других его проектов. Правда, SpaceX существует за счет государственного заказа, но в таких областях иначе и не бывает. Дело в другом — все чаще желаемое выдается за действительное, и бизнес пересекает границу с обманом. Взять хотя бы Элизабет Холмс, «Стива Джобса в юбке», которая обещала миру диагностировать болезни по капле крови. Летом она сдалась ФБР, и ей грозит до 20 лет тюрьмы.

У Маска, конечно, ситуация другая, его машины существуют и ездят по улицам, в отличие от прохоровского «Ё-мобиля». Но вот, для сравнения цифры: капитализация Ford — 36 млрд долларов, General Motors — 47 млрд, а капитализация Tesla — 52 млрд долларов, ее акции до последнего времени, несмотря на убытки, стабильно росли. И это не просто деньги, это мечты инвесторов о великом будущем электромобилей. Мечтать не вредно. Но иногда разорительно. На фоне обвинений Илона Маска в мошенничестве — акции Tesla рухнули на 12%.