Можно ли считать вопрос о пенсионной реформе закрытым? Комментарий Георгия Бовта
Пенсионный законопроект практически принят. Системная оппозиция не получит бонусов на пенсионном протесте. Ее борьба с реформой в глазах электората выглядит не слишком очевидной
Читать на полной версииЧисло желающих протестовать против пенсионной реформы резко снизилось — таковы результаты исследования, проведенного «Левада-центром»*. Если в августе о желании протестовать говорили 53% участников опроса, то уже в сентябре — 35%.
27 сентября Госдума приняла законопроект о повышении пенсионного возраста во втором, ключевом чтении. 28-го числа — третье, окончательное чтение, однако существенных поправок уже быть не может. Ситуацию комментирует Георгий Бовт.
Помимо послаблений для прекрасного пола по части выхода на пенсию, были приняты еще несколько поправок к первоначальному варианту. Так, граждане, имеющие большой стаж работы в сельской местности, получат право на увеличение фиксированной части пенсии на 25%.
Также мужчины и женщины смогут выйти на пенсию вне зависимости от пенсионного возраста при наличии, соответственно, 42 и 37 годов трудового стажа. Чтобы соответствовать этому критерию, придется работать непрерывно с 18 лет, тогда получишь право на выход на пенсию «по-старому», то есть в 60 и 55 лет соответственно.
Вышло послабление многодетным матерям: досрочно смогут уйти на пенсию не только женщины с пятью и более детьми, как было сначала, но и имеющие трех-четырех. Они получат право на заслуженный отдых в 56 и 57 лет.
Второе чтение законопроекта подтвердило версию о том, что ряд смягчающих его положений были заранее заготовленными позициями для отступления. Их и обозначил президент в телеобращении в конце августа. По всем остальным вопросам правительство заняло позицию «ни шагу назад».
К примеру, даже для жителей Крайнего Севера не удалось сохранить их нынешний пенсионный возраст. Хотя и будет оставлен принцип досрочного выхода на пенсию — на пять лет раньше, чем остальным россиянам, но он все равно будет повышен.
В то же время в законе обошли вопрос о гарантиях сохранения льгот — по ряду налогов, оплате проезда на общественном транспорте — привязанных к нынешнему пенсионному возрасту. Это отдано на откуп регионам: захотят сохранить льготы — пусть делают за свой счет. Пенсионная реформа практически не затронула сотрудников силовых структур, они сохранят нынешние условия досрочного выхода на пенсию.
«Есть то, что нас объединяет», — пошутил спикер Госдумы Вячеслав Володин после того, как депутаты единогласно проголосовали за президентские поправки, включая членов фракции КПРФ и «Справедливой России». Хотя вроде бы зачем голосовать за отдельные, тем более ключевые поправки, чтобы когда их уже приняли, голосовать против законопроекта в целом?
Впрочем, в этом состоит специфика думской парламентской оппозиции: она готова выразить как бы протест против правительственного проекта пенсионной реформы, однако после того, как президент поддержал ключевые ее положения, оппозиционный пафос сразу сдулся. Так что если уже и говорить о том, что непопулярная пенсионная реформа негативно сказалась на результатах «Единой России» на прошедших региональных выборах, приведя к поражению губернаторов в четырех регионах, то думская оппозиция, похоже, явно не склонна раскручивать этот протест дальше.
Законопроект уже фактически принят, он становится новой реальностью. Пока на политическом ландшафте не видно ни одной серьезной организованной политической силы, которая ставила бы своей задачей и была бы способна бороться против этой реформы.
Думская фронда вылилась отчасти в клоунаду. На заседании Думы депутат-коммунист Валерий Рашкин и его товарищ по партии Денис Парфенов пришли в майках с лозунгами против реформы. «На зарплату депутата можно пиджак купить. И галстук», — отчитал их за это спикер Володин. Он добавил: «У нас заработные платы выше, чем у тех, кто нас выбирал». Мог бы добавить еще и про пенсии, но не стал.
Рядом со зданием Думы протест против принимаемого законопроекта обрел форму мини-акции с участием всего лишь нескольких десятков человек с плакатами. Собственно, это все по части протеста. Реформа не стала за последние недели более популярной, но подавляющая часть населения с ней смирилась и будет исходить из новой реальности.
Ни одна из так называемых системных оппозиционных партий не сможет в полной мере заработать политические дивиденды на борьбе против пенсионной реформы. Прежде всего, потому, что в глазах массового избирателя «системные оппозиционеры» видятся скорее соучастниками правительственного курса, нежели непримиримыми борцами против него.
*Организация признана иноагентом, но оспаривает это решение