«Удар для Израиля»: мировые СМИ комментируют планы России поставить Сирии С-300
В СМИ появилась информация, согласно которой в Сирию поставят до четырех полковых комплектов. Насколько значимо количество?
Читать на полной версииРоссия поставит в Сирию от одного до четырех полковых комплектов С-300, утверждают различные СМИ. По данным собеседников газеты «Известия», речь идет об одном полковом комплекте — это 12 пусковых установок по четыре ракеты каждая и одна радиолокационная станция. В свою очередь, источники «Коммерсанта» сообщили о поставке двух полковых комплектов с возможным увеличением их числа до четырех.
Официальных данных о числе поставляемых комплексов на момент публикации материала не поступало. Минобороны России обещало передать комплексы силам президента Сирии Башара Асада в течение двух недель.
Насколько значимо, сколько полковых комплектов С-300 будет поставлено: один или от двух до четырех? Комментирует военный обозреватель газеты «Комсомольская правда» полковник в отставке Виктор Баранец:
Москва объявила о поставке продвинутых комплексов ПВО в Сирию накануне. Причиной назвали необходимость защиты российских военных.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху уже отреагировал: он заявил, что это только усилит риски в регионе. В Вашингтоне рассчитывают, что Москва передумает поставлять комплексы Дамаску.
Если же продвинутые системы ПВО все же прибудут в Сирию, Асад станет фактически единственным выгодополучателем в истории о крушении российского Ил-20. Стоит ли с какой-либо серьезностью рассматривать версию о том, что запуск ракеты по российскому самолету был не случайностью, а, например, делом рук какой-то радикальной фракции в рядах сирийских военных? Рассуждает профессор Института стран Азии и Африки МГУ Владимир Исаев:
Странная и трагическая история крушения Ил-20 у побережья Латакии продолжает привлекать внимание международной прессы. Издания анализируют причины и последствия решения Москвы о поставке Дамаску продвинутых комплексов С-300.
В мощи С-300 международная пресса не сомневается — едва ли можно найти издание, которое не считает российские комплексы эффективной преградой для израильских налетов на объекты в Сирии. Консенсус в беседе с Al Jazeera транслирует экс-генерал армии Ливана Элайас Фархат: «C-300 — очень эффективная система ПВО, Израилю это известно». По мнению отставного военного аналитика, поставки комплексов в Сирию кардинально изменят ситуацию и израильская авиация лишится свободы передвижения в сирийском воздушном пространстве.
При этом вопросы все равно остаются — например, зачем было вообще передавать С-300 Сирии, если целью была защита российских военных в Сирии? Как напоминает BBC, продвинутые системы ПВО уже были размещены на российской базе в Латакии, но их почему-то не использовали против израильских самолетов. Как говорится в статье, достаточно просто сообщить Тель-Авиву, что теперь ситуация изменилась, но Москва почему-то предпочла передать комплексы Дамаску.
Дальнейшие действия израильской стороны оценивает The Washington Post. В заголовке мера названа «ударом для Израиля». По мнению аналитика International Crisis Group, теперь Тель-Авиву придется балансировать между стремлением уничтожить предполагаемые фабрики «Хезболлы» в Сирии и угрозой прямой конфронтации с Дамаском.
Газета заключает, что израильская авиация станет более осторожной, но в то же время будет пытаться демонстрировать обратное. Кроме того, Тель-Авив попытается сохранить отношения с Москвой, чтобы не потерять доступ к сирийскому воздушному пространству полностью.
Признаки нежелания допустить дальнейшую эскалацию заметны и в Москве — об этом говорится в колонке Newsweek. Автор обращает внимание, что российская сторона тщательно обвиняла именно израильских военных, а не израильские власти в целом.
Как говорится в материале, отношения с Израилем важны для Москвы по целому ряду причин — например, страна является важным мостом между Россией и остальным миром. Кроме того, отмечает колумнист Newsweek, в последние годы Москва почти полностью сменила Вашингтон в качестве единственного партнера Тель-Авива, поддерживающего хорошие отношения и с Израилем, и с его соперниками, что усиливает дипломатическое портфолио России.
Наконец, не самую приятную мысль озвучивает другой колумнист, теперь на страницах The Hill. В статье приводятся комментарии редких российских наблюдателей, скептически настроенных по отношению к позиции Минобороны России. Кроме разбора конкретных деталей этой истории, эксперты озвучивают и более глобальную мысль: «Почему российские военные продолжают погибать в Сирии, если российские власти за последние несколько лет как минимум дважды торжественно объявили об официальном «выходе» из Сирии и о «победе» в конфликте?»