«Уотергейт-2» отменяется — или откладывается до встречи Розенстайна с Трампом
Именно с отставки генпрокурора начался Уотергейтский скандал, завершивший политическую карьеру президента Никсона. Теперь Розенстайна ждет личная встреча с Трампом в четверг, 27 сентября
Читать на полной версииЗамгенпрокурора США и главный куратор расследования «Рашагейта» Род Розенстайн пока что сохранит свою должность, хотя в понедельник, 24-го числа, американская пресса была уверена, что президент США Дональд Трамп его уволит.
Отставка не состоялась — она, возможно, перенесена. Замгенпрокурора США Род Розенстайн пока остается в своей должности. Ключевое слово — пока.
Все утро понедельника главные американские телеканалы и печатные издания обсуждали слухи об отставке человека, курирующего со стороны правительства расследование вмешательства России в президентские выборы в США. Однако затем Розенстайн встретился с главой аппарата Белого дома Джоном Келли — и сохранил свой пост.
Однако дискуссия будет продолжена. Следующий раунд — встреча с Дональдом Трампом, когда тот вернется из Нью-Йорка после участия в сессии Генассамблеи ООН. Об это заявил сам президент.
Род Розенстайн стал курировать расследование о вмешательстве России в выборы после того, как глава Минюста Джефф Сешнс взял самоотвод из-за очевидного конфликта интересов, когда выяснилось, что он встречался с послом России до инаугурации, но не рассказал об этом во время сенатских слушаний. Поговаривали, что Розенстайн выступал против инициатив нынешней администрации Белого дома. В частности, речь шла о расследовании позиции ФБР в отношении и-мейлов Хиллари Клинтон. Ведомство пришло к выводу, что ее не стоит привлекать к суду за небрежное отношение к гостайне.
Однако слухи об отставке Рода Розенстайна появились только после публикации материала The New York Times в конце прошлой недели. В статье говорилось о том, что замгенпрокурора предлагал прослушивать президента и даже ссылался на 25-ю поправку к Конституции США, дающую основания для отстранения главы государства от власти.
Сам Розенстайн неоднократно отрицал все это, упрекая журналистов в искажении фактов. Впрочем, источники сходятся в том, что все выходные он обсуждал уход с должности. Одни утверждают, что замгенпрокурора хотел добровольно подать в отставку, другие говорят, что он ожидал увольнения, когда шел на встречу с главой аппарата Белого дома.
Дональд Трамп с самого начала называет расследование вмешательства России в американские выборы «охотой на ведьм». Оно давно раздражает президента, однако увольнение Розенстайна в преддверии ноябрьских выборов в конгресс может стать дополнительным негативным фактором для результатов Республиканской партии, отмечает политолог Вадим Волос:
Вадим Волос политолог «Это подковерная борьба, мы не знаем, чем она закончится: останется ли он или нет, кто будет его преемником. Если преемник будет более протрамповский, что будет с расследованием Мюллера и останется ли Мюллер во главе этого расследования? Далее, как вся эта история повлияет на выборы? Выигрыш путем увольнения — это сомнительный выигрыш. А вот если Розестайн уйдет сам, этот уход выгоднее использовать в политических целях. Понятно, что сам факт откладывания решения либо по его увольнению, либо по его добровольному уходу говорит: шансы на то, что он останется, резко возрастают».
Отставка или увольнение — вопрос не только стилистический. Согласно закону 1998 года, президент может назначить кого угодно на позицию замгенпрокурора только в случае, если тот покинет пост добровольно.
Возможность выбора преемника в случае увольнения будет существенно ограничена. Несмотря на то, что Род Розенстайн до сих пор сохраняет свой пост, американские СМИ уже обсуждают, кто может прийти ему на смену.
В качестве наиболее вероятного кандидата называется Ноэль Франциско — представитель правительства США в Верховном суде. Его описывают как крайне консервативного республиканца. Более того, он уже не раз скептически отзывался о расследовании вмешательства России в американские выборы. Однако какой из доводов перевесит в преддверии ноябрьских выборов в конгресс, которые многие рассматривают как голосование о доверии политике Дональда Трампа, пока остается неясным.