Карт с кешбэком все больше, процент все выше. В чем подвох?
На российском рынке — эпидемия карт с подобным предложением: клиентам предлагают до 20% возврата средств от покупок
Читать на полной версииВсе чаще банки, рекламируя свои услуги, предлагают карты Cashback. При этом цифры становятся все заманчивее — в некоторых случаях клиентам обещают возврат 20% и более при определенных покупках. Действительно ли можно вернуть такой высокий процент потраченных средств и в чем выгода банков от программ кешбэка?
Деньги в чистом виде банки возвращают редко. В основном начисляют бонусы или баллы, например в размере 30% от покупки, и эти баллы можно использовать для оплаты другой покупки. Но, как правило, есть ограничения, например размер доли, которую можно оплатить баллами.
Если говорить о показателе чистой выгоды — разнице между полученным кешбэком и всеми расходами на обслуживание карты, то он совсем небольшой. К тому же за год еще и снизился. Об этом свидетельствует исследование Frank Research Group («Банковские программы лояльности»). Оно охватило 131 программу лояльности 28 банков, говорит советник генерального директора Frank RG Дмитрий Тарасов:
Дмитрий Тарасов советник генерального директора Frank RG «Денежный кэшбэк, который начисляется на карточный счет, реально очень небольшой, чаще всего меньше 1%. От 0,4% снизился до 0,23%. Но это рассчитано для Московского региона, для семей со средними доходами, которые большую часть своих доходов — 50-70% — тратят на одежду и питание. В том случае если объемы трат больше и их структура несколько другая, то выгода может быть больше, но все равно максимальная выгода, которую можно было получить в прошлом году именно по денежному кешбэку, была на уровне 2,5%, а в этом году стала 1,82% — это для премиальных клиентов с большими суммами трат и со структурой трат, которая более благоприятна для получения повышенного кэшбэка».
Расчет примерно такой: если ежемесячный оборот по карте клиента — 25 тысяч, то за год кэшбэк составит 8 тысяч рублей, это 2,66%. Отсюда следует вычесть стоимость обслуживания, плату за СМС-информирование и другие расходы.
Банки используют программы лояльности, чтобы стимулировать безналичные операции по картам. Экономику вопроса объяснил в интервью Business FM заместитель председателя правления ВТБ Анатолий Печатников:
Анатолий Печатников заместитель председателя правления ВТБ «Для нас основной враг — это наличные, потому что, если человек получает зарплату и тут же идет в банкомат, ее снимает, для меня как для банка, который обслуживает зарплатного клиента, это один расход. Мне надо установить банкомат, надо платить за аренду места, оплачивать канал связи и, самое главное, мне надо оплачивать постоянную инкассацию этого банкомата, надо его все время пополнять. Это очень большие расходы для меня. Так вот, я стремлюсь этих расходов не нести, а стимулировать людей свою заработную плату тратить именно в безналичном виде, используя пластиковую карту для оплаты товаров и услуг. Получается, что мне это намного выгоднее как кредитному учреждению — именно такую модель клиентскую поощрять. Потому что я существенно больше потрачу денег на икассирование этого банкомата для того, чтобы обеспечить снятие наличных».
Клиентам стоит внимательно изучать условия банков. Зачастую в рекламных кампаниях фигурирует высокий процент кешбэка, но на практике для его получения есть ряд условий. Ведь даже если привилегированная группа клиентов, у которой от подобных программ максимальная выгода, в денежном выражении в среднем получает 2,5%, есть тот реалистичный ориентир, о котором не стоит забывать, тогда такие предложения, как возможность получения 7% кешбэка или до 50% по индивидуальным ссылкам, и прочие заманчивые цифры будут вызывать как минимум дополнительные вопросы и, возможно, уберегут от необоснованных ожиданий. Или рисков.