На марш в центре столицы Еврейской автономной области собралось несколько десятков сирот, которым уже исполнилось 18 лет. Они требовали от региональных властей выдать положенные им по закону квартиры. Жилье они ждут годами.

Сами организаторы акции называли ее «Маршем униженных и оскорбленных». Демонстрация и митинг были согласованы. Колонна прошла от городского дома культуры до площади Ленина. Напротив здания областного правительства состоялся митинг. Ранее сироты Биробиджана провели серию одиночных пикетов.

На акции 16 сентября была Дарья. Ей 22 года, у нее есть ребенок, и она уже год ждет квартиру.

«Год назад у меня прошел суд. Я обошла все инстанции, у всех и на все одна отписка: нет финансирования. Одни говорят, ждать надо 20 лет, вторые говорят, надо ждать два года, и кому верить, я уже не знаю. Наши приставы совсем не работают, и я не одна такая: со мной соседи живут, и они тоже ждут квартиры. Девушка живет, у нее уже двое детей, пять лет она ждет квартиру, ее все обещаниями кормят. Некоторые дети порой и не знают, что им положена квартира. Я о том, что мне положена квартира, узнала вообще случайно. Я пришла в прокуратуру по одному вопросу, а там провели проверку и мне сказали: а вы знаете, что вам положена квартира? Нет опеки, как полагается. Органы опеки не проводят проверки».

Акция прошла без происшествий. В ней приняли участие около 50 человек, в основном сироты, рассказывает главный редактор интернет-газеты «Набат», депутат гордумы Биробиджана Владимир Сахаровский:

Владимир Сахаровский главный редактор интернет-газеты «Набат», депутат гордумы Биробиджана «У нас в области где-то 750 сирот имеют право на получение жилья, а выделяется по 34 квартиры в год. Соответственно, около 22 лет нужно ждать, пока последний сирота из нынешних получит квартиру, не считая еще тех, кто прибавится за это время. Если говорить о местных региональных властях, они действуют, конечно, в рамках своего достаточно ограниченного бюджета. Не знаю, насколько на них можно наезжать, вопрос в другом: это же в основном федеральные полномочия, деньги дает Москва, и как они требуют — в этом вопрос, скорее всего».

Бюджет Биробиджана на 2018 год был утвержден в декабре с дефицитом более 33 млн рублей, писали местные СМИ.

По закону квартиру сироте должны предоставить после 18-летия, то есть при выходе из детдома. Такая норма требует пересмотра, считают эксперты. Гораздо эффективнее было бы обязать чиновников подыскивать ребенку жилье заранее, чтобы, покинув детский дом, он мог сразу переехать в собственную квартиру.

В комитете Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей жилищным вопросом сирот занимаются, но признают, что проблем еще много, говорит первый зампред комитета Ольга Окунева:

Ольга Окунева первый зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей «К сожалению, недостаточность средств в региональных бюджетах не позволяет обеспечивать детей своевременно. Если ребенок из одного региона переезжает в другой или в четыре года за ним закрепили жилье, а он к своему совершеннолетию переехал в другой регион, то ему в регионе приобретают жилье только там, где за ним было закреплено, и там, где он нуждался, когда попал в детское учреждение. Недостатков много. Это полномочия субъектов. Из бюджета федерации средства выделяются, но считаю, что не в достаточной мере, и регионам следовало бы помогать эту проблему решить быстрее. В разных территориях ситуация разная. Есть регионы, например Смоленская область, где приобретают в год 200 и более квартир, а есть регионы, где приобретают 10-12 квартир при очереди в 300, в 700 человек. В этом году был принят закон, который позволит по крайней мере усовершенствовать правила единообразия постановки на учет детей и ведения реестров тех, кто нуждается в жилье».

Правовая безграмотность самих сирот облегчает жизнь чиновникам, рассуждает президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская:

Елена Альшанская президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» «В большинстве регионов не используют имеющиеся у них возможности под жилье на вторичном рынке, оплачивать на это время аренду, и дети часто не знают, что у них есть такое право — требовать оплаты арендного жилья, пока государство не предоставит для выпускника возможность проживать где-то. А опека не всегда знает свои возможности, либо знает, но всячески это игнорирует. А почему так происходит? Государство дает обещание, которое не в состоянии выполнить. У нас огромное количество разного рода очередников, а жилье не строится так активно по всей нашей большой стране. Плюс понятно, что таких детей действительно в ряде регионов больше, чем финансовых возможностей. Только недавно появились какие-то элементы федерального финансирования, до этого его не было вообще, это была полностью финансовая обязанность и ответственность региона».

В Приморье не менее критичная ситуация, чем в Биробиджане. Очередь сирот на квартиры подбирается к 8 тысячам человек. В августе они тоже провели митинг. А в июне шесть девушек-сирот устроили голодовку у здания краевой администрации. Спустя сутки им предоставили временное жилье в общежитии одного из колледжей.