Блокировка международной финансовой помощи, а также запрет американским банкам выдавать российским властям кредиты могут войти во второй пакет санкций. Это меры за применение химического оружия, США анонсировали их еще в августе, как и два этапа их введения.

Первый пакет уже действует с конца прошедшего лета. В случае, если Россия не сможет гарантировать того, что не будет применять химоружие, уже в ноябре американские власти введут второй пакет. Но это вовсе не тот «адский» законопроект Грэмма, которого опасаются все на рынке, поясняет начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий:

Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Это вовсе не так называемый адский законопроект, который включает в себя как раз то, чего мы боимся больше всего, а именно: запрет на транзакцию американских лиц с российскими банками, начиная со Сбербанка, и арест их счетов в Соединенных Штатах. Крайне тяжелые последствия мог бы вызвать именно законопроект Грэмма. Но то, о чем говорила Маниша Сингх, это вторая часть химических санкций».

Если ограничения коснутся только определенной группы банков, например, с госучастием, то это приведет к перетоку клиентов в частные банки, и, как следствие, переделу рынка, говорит первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев:

Олег Сысуев первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка «С введением первого пакета санкций от нас уходили клиенты, потому что мы не могли с ними работать. Также уходили и из Сбербанка, потому что они тоже не хотели работать с этими клиентами. Конечно, влияние на рынок будет серьезным, насколько глобальным, трудно оценить, потому что никто из нас в такие времена еще не жил, но, видимо, придется».

Накануне Центробанк разъяснил такой момент: банки обязаны информировать клиентов о причинах отказа в проведении операций. Это касается применения закона о легализации доходов, полученных преступным путем. В законе прописан запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых финансовыми организациями мерах в рамках этого закона.

Не получится ли так, что в случае отказа или остановки операции клиенты будут все чаще получать условное объяснение: «Мы под санкциями»? Пока вряд ли, говорит президент Клуба банковских специалистов Кирилл Парфенов:

Кирилл Парфенов президент Клуба банковских специалистов «Есть закон, где написано, что не представляется технологичность, то есть, как банк выявляет, а разъясняться может то, что выявлено. Не как выявлено, а что выявлено. Например, вас вызовут и скажут: «Мы вам даем ответ: выявлено, что вы занимаетесь транзитными операциями». Вы хотели получить ответ — вы его получили. Банк не обязан отвечать, почему он так считает».

В итоге новый пакет санкций может привести к новым рискам. Сообщения Госдепа США в четверг, 13 сентября, ненадолго уронили российскую валюту.