Обновлено в 17:00

Приехали в Солсбери посмотреть на собор: на Russia Today вышло интервью с подозреваемыми в отравлении Скрипалей. Двое мужчин, представившихся Александром Петровым и Русланом Бошировым, рассказали главному редактору Маргарите Симоньян о своей поездке. По словам Симоньян, ей также показали российские документы на эти имена — но не загранпаспорта.

— На записях из Лондона вы ходите в этих уже знаменитых пуховиках, кроссовочках по Солсбери. Это вы?

— Да, это мы.

— Что вы там делали?

— Ну... друзья нам давно уже советовали посетить этот прекрасный город.

— Солсбери. Прекрасный город.

— Да.

— А чем он прекрасен?

— Туристический город. Там есть знаменитый собор, он знаменит не только во всей Европе, я так думаю, и во всем мире. Он знаменит своим 123-метровым шпилем, своими часами, самыми первыми, которые были в мире изобретены, которые до сих пор идут.

То есть вы поехали в Солсбери посмотреть на часы.

— Нет, мы с самого начала планировали приехать в Лондон и оторваться, грубо говоря. Это была не бизнес-поездка. Мы распланировали так, что мы и в Солсбери побываем, естественно, это все должно было быть. Но когда мы туда прилетели, у нас самолет, мы думали, не сразу посадят, потому что в Англии 2-го и 3-го числа был просто транспортный коллапс, там был снегопад настолько мощный, что завалило практически все города. Мы никуда не смогли добраться.

— По всем телевизорам показывали, что 2-3 числа железные дороги вообще не работали, автомобильные — то же самое. Они были перекрыты полицейскими, скорой помощью. Вообще было перекрыто движение. Движения не было никакого.

— Что вы делали? Вы прилетели, там снегопад. Поезда не ходят. Дальше что?

— Нет, мы приехали в Солсбери 3-го числа. Пробыли там, ровно, наверное... пытались погулять по городу, но так как он был полностью завален снегом, нас хватило ровно на полчаса. Мы промокли, вернулись на вокзал и на ближайшей электричке уехали обратно. Минут 40 мы провели на вокзале в кафе.

— Пили горячий кофе, потому что вымокли все.

— Мы вернулись в Лондон. 4-го числа мы вернулись [в Солсбери], потому что в Лондоне все растаяло, была теплая погода.

— Солнце светило.

— Целенаправленно решили посетить собор. Решили завершить это дело 4-го числа.

— Какое дело?

— Осмотреть вот этот знаменитый собор.

— За то время, что вы были в Солсбери, вы подходили к дому Скрипалей?

— Может быть, мы к нему и подходили, если бы знали, где он находится. Может, и проходили мимо, может, и не проходили. Я не знаю. Я вообще не слышал до вот этой ситуации, пока не начался вот этот кошмар с нами, я не слышал эту фамилию, я не знал ничего про них.

— Когда вы прилетели в Великобританию, когда вы были в Лондоне или когда вы были в Солсбери — за все время, что вы там были, у вас был с собой «Новичок» или какой-то другой отравляющий яд? Или какая-то опасная жидкость.

— Нет. Мне кажется это вообще бред.

— У вас был с собой флакон духов Nina Ricci, который демонстрирует британская сторона как evidence, как вещественное доказательство вашего, как они считают, преступления?

— А нормальным мужикам с собой возить женские духи — это не глупо?

— К вопросу о нормальных мужиках. На всех видео вы показаны вместе: находились вместе, жили вместе, ходили вместе. Вас вообще что объединяет?

— Давайте мы не будем лезть в частную жизнь, личную жизнь. Мы пришли сюда к вам за защитой, а у нас получается какой-то допрос, мы начинаем углубляться. Мы у вас защиты просим.

— Мы журналисты, мы не защитники. Не адвокаты. Вы работаете в ГРУ?

— А вы работаете в ГРУ?

— Я нет. А вы?

— И я нет.

— И я нет.

— Ну, меня никто и не обвиняет в том, что я работаю в ГРУ, а вас-то обвиняют. А где вы работаете? Вы взрослые мужчины, вы должны на что-то жить.

— Мы предприниматели средней руки. Если вкратце, это фитнес-индустрия. То, что касается спортивного питания: витамины, микроэлементы, протеины, гейнеры и так далее.

— Вы покупаете там питание и привозите сюда.

— Да, не то что мы покупаем, складируем в сумки и привозим: изучаем рынок, смотрим новинки из БАДов, из аминокислот, из витаминов, из микроэлементов. Выбираем самое необходимое, приезжаем сюда, решаем вопросы, как доставить новинки этого рынка сюда.

— У меня здесь папочка со скриншотами — это вы? Это ваша одежда?

— Да.

— Вы сейчас в другой одежде.

— Да. Но она у нас осталась в гардеробе.

— Ботинки, купленные в Англии.

— Прорекламированные, да. Это все одежда, в которой мы и сейчас ходим.

— Эта одежда у вас сейчас в России?

— Да, мы ее можем показать.

— А с собой у вас нет ее?

— Да, у меня с собой куртка, она здесь. Вот эта.

— У меня все эти вещи тоже дома лежат в гардеробе.

— Вот картинка, которая озадачила весь мир. «Гатвик», вы выходите через ворота буквально в одно и то же время, чуть ли не в одну и ту же секунду. Как это получилось?

— Я думаю, это у них надо спросить, потому что мы проходим вместе, по одному коридору, через одного таможенника, полицейского. Один проходит, второй ждет. Мы по коридору вместе проходили, мы всегда вместе. А как это получилось, это лучше у них спросить, в одну секунду и по раздельности.

— Вот даже то, что мы вместе всегда проходим: у меня чуть-чуть посильней с английским языком, если какие-то проблемы возникают, я помогаю.

— То есть вы проходили вместе. Вы не проходили по раздельным коридорам.

— Мы раздельно не проходим.

— То есть эти картинки — это что? Этого не было, это монтаж?

— Я не знаю, как это у них происходит. Когда ты прилетаешь, улетаешь, посещаешь какие-то места, никогда не обращаешь внимания на камеры. Это неинтересно — как снимают, где снимают, что снимают. Мне это неинтересно. Если они напечатали такие фотографии, я думаю, лучше у них спросить.

— Что вы собираетесь делать дальше?

— Просто хочется, чтобы нас оставили в покое. В чем наша вина? Если есть такая возможность, просто оставьте, пожалуйста, нас в покое, и все.

Симоньян не спросила у Петрова и Боширова, живут ли они в Москве или в другом российском регионе. Сами они об этом не упоминали и вообще не сообщили о себе практически никаких подробностей.

Интервью Business FM обсудила с гендиректором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым.

— Ситуация довольно странная, потому что не совсем они мне показались похожими на туристов, но и на отравителей они тоже не похожи. С точки зрения первой версии, согласно которой они туристы, конечно, в их объяснениях очень много странного. Люди приехали первый раз в Лондон как туристы и почему-то отправляются в Солсбери, хотя в Лондоне для первого раза масса любопытных мест. Продавцы витаминов говорят, что их привлек прекрасный готический собор. Я лично в Солсбери был.

— Собор с самым большим мире шпилем.

— За много лет сказать, что он прекрасный и привлекающий туристов, мягко говоря, нельзя. Но на самом деле очень странно. На мой взгляд, если даже они были не теми, за кого себя выдают, там гораздо более есть логичное объяснение: что они ехали в Стоунхендж, там погода испортилась, и они вернулись. Почему они не сказали, что они Стоунхендж посещали, гораздо более логичное место? А настаивать на том, что они поехали смотреть готический собор, тоже очень странно, хотя обычно как раз в Солсбери попадают люди... Вот я, например, в Солсбери приехал, чтобы попасть в Стоунхендж. В объяснениях, конечно, если взять и так их под лупой рассматривать, очень много странного. Но с другой стороны, в принципе, они могут сказать: а что такого? Допустим: вот мы продавцы витаминов, но очень любим готические соборы. Но я понимаю, что в их объяснение никто на Западе не поверит, и там действительно очень много таких моментов странных, но если оттолкнуться от другой версии — о том, что они диверсанты-отравители, то она выглядит еще более странной. Согласитесь, двое мужчин — уже это привлекает дополнительное внимание. Они делают все, чтобы на каждом шагу оставить как можно больше следов, какие-то странные отравители. И когда объясняет мне западная пресса, что в КГБ/ФСБ закончились профессионалы, согласитесь, это тоже выглядит нелепо. Но какие-то элементарные вещи, которые понятны любому здравомыслящему человеку — «Ты едешь травить кого-то, не надо свои лица показывать каждую секунду на камеры, хотя бы надо надеть шапку, темные очки, а лучше мужчину с женщиной отправить, чтобы меньше внимания привлекать». На туристов они как-то не очень похожи — но и на отравителей.

— Поверят ли местные СМИ версии о том, что они приехали посмотреть на готический собор? Как они будут сейчас реагировать?

— Однозначно не поверят, тут даже сомнений никаких нет. Конечно, их будут стараться найти, обнаружить, от России будут требовать провести какую-то публичную пресс-конференцию, чтобы это не на Russia Today было, а и международных журналистов допустили. Здесь давление будет продолжено. Но мейнстрим будет такой: не верим, не похоже, дайте нам с ними поговорить самим. И, конечно, детали биографии тоже будут разыскиваться, собственно, это профессия журналиста — искать такого рода подробности, если они занимаются продажей витаминов, конечно, там должны быть какие-то следы, то есть, я имею в виду, и по фирме можно попробовать.

Буквально день назад, 12 сентября, президент России Владимир Путин неожиданно объявил, что подозреваемые в нападении на Скрипалей найдены. Он призвал их прийти к журналистам и выступить.