Наступит ли российско-японский мир? Комментарий Георгия Бовта
Президент России предложил премьер-министру Японии заключить мирный договор до конца этого года «без всяких предварительных условий». Почему этого, скорее всего, не произойдет?
Читать на полной версииВладимир Путин на Восточном экономическом форуме во Владивостоке предложил премьер-министру Японии Синдзо Абэ заключить мирный договор до конца этого года. Российский президент напомнил, что две страны обсуждают заключение договора на протяжении 70 лет после Второй мировой войны. По его словам, премьер Японии предложил поменять подходы, и Путин с этим согласился.
«Вот какая идея мне пришла в голову: давайте заключим мирный договор — не сейчас, но до конца года — без всяких предварительных условий», — сказал российский президент. При этом он предложил решать все спорные вопросы с Японией уже после его заключения. «Если не подходит подписание мирного договора без предварительных условий, то мы договоримся с Абэ о совместной хозяйственной деятельности. Но нам нужно создать обстановку, в которой будем решать проблемы», — сказал Путин. Сдвинется ли дело с мертвой точки? Об этом в комментарии Георгия Бовта.
Ранее во время российско-японских двусторонних переговоров на высшем уровне Синдзо Абэ назвал подписание мирного договора с Россией «исторической задачей». Он уже не раз заявлял, что считает это главным делом своего правления.
В то же время заключение договора без предварительных условий будет прямо противоречить многолетней позиции Токио, согласно которой непременным условием является разрешение проблемы Северных территорий, которые Россия называет Южными Курилами. Вряд ли даже такому авторитетному политику, как Синдзо Абэ, по силам переломить эту позицию, по которой в Японии общественное мнение близко к консенсусу.
Токио апеллирует к тому, что четыре острова Малой Курильской гряды — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи — вошли в состав СССР уже после того, как Япония подписала договор о капитуляции 2 сентября 1945 года. При этом с этих островов депортировали живших тогда на них 17 тысяч граждан Японии.
Вопрос о возвращении Советскому Союзу захваченных после русско-японской войны Южного Сахалина и Курильских островов был согласован союзниками в ходе Ялтинской и Потсдамской конференций как одно из условий вступления СССР в войну против Японии. Однако вопрос о передаче именно четырех южнокурильских островов отдельно не оговаривался. Более того, в Сан-Францисском мирном договоре 1951 года, который США и Япония подписали уже без участия Советского Союза, вообще игнорируется вопрос о том, в чью именно пользу Япония отказывается от Курильских островов.
В 1956 году, во время правления Никиты Хрущева, главы правительств двух стран Николай Булганин и Итиро Хатоямо подписали Московскую декларацию о прекращении состояния войны. Частью документа стало обещание передать Японии острова Хабомаи и Шикотан. Также Хрущев хотел зафиксировать в этом договоре нейтральный статус Японии сродни тому, что имела в тот момент Австрия.
Московскую декларацию ратифицировали обе страны. Уже после распада СССР новые российские руководители подтверждали приверженность ей. Однако в 1956 году Токио отказался подписывать мирный договор под давлением США. Вашингтон, узнав о возможности примирения Японии с Советским Союзом на основе снятия претензий Токио на острова Кунашир и Итуруп, пригрозили, что в состав Японии в этом случае не будет возвращен архипелаг Рюкю с островом Окинава, который на основании 3-й статьи Сан-Францисского договора тогда находился под прямым управлением США.
Сейчас во многом складывается похожая ситуация: в свете развертывания США системы глобальной противоракетной обороны Россия хотела бы, чтобы в случае передачи Японии двух южнокурильских островов там не оказались бы впоследствии американские военные базы или объекты. Иначе получится примерно как с расширением НАТО после распада Советского Союза, когда Горбачеву вроде бы кто-то что-то обещал насчет нерасширения НАТО, но только ни в каких договорах эти обещания так и не были зафиксированы.
Между тем в прошлом году Япония уже заявила, что усилит возможности своей противоракетной обороны с помощью американских радаров системы Aegis, а также наземных ракет-перехватчиков. Кроме того, японо-американский договор о взаимной безопасности не предусматривает никаких территориальных исключений из него.
Официальный представитель японского кабинета министров уже отреагировал на неожиданное предложение Владимира Путина, заметив, что официальная позиция страны относительно прав на Северные территории не изменилась. Путин и Абэ за последние шесть лет встречались уже 22 раза, пытаясь достичь прогресса по территориальному спору. Теоретически и без разрешения этого спора возможны некие подвижки в совместной экономической деятельности на спорных территориях. Однако в чем можно быть совершенно точно уверенным, так это в том, что мирный договор между Россией и Японией до конца этого года подписан не будет.